|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 ЖУРНАЛАх4 КАНАЛА Редкий праздник дает возможность забросить дела и взяться за ворохи газет и журналов, прилипнуть к телевизору - предаться познавательному безделью. Оскудение бумажной прессы (в Тюмени она никогда не была избыточной, в отличие от Москвы, где большинство медиа издается и там же потребляется) может оказаться мало чувствительным, хотя бы потому, что бурно развивается кабельное телевидение. Правда, для него требуется, по крайней мере, подключение к одному из операторов. Любители ретро и истории могут наслаждаться содержательными документальными каналами "24 ДОК", "Кто есть кто", "365", "Время первого" или "Ностальгией", транслируемыми пару лет. Те, кто заглядывает в кабель, могут каждый день не по разу "оттянуться" нескончаемыми "Дачниками" Маши Шаховой, снятыми когда-то шестым каналом и "крутимыми" каналом "Усадьба TV". Прелесть этого проекта - "Дачники" - в череде удивительно интересных людей - широко известных, и не известных вовсе. Здесь можно встретить не только основоположников современной российской музыки, театра, науки и их потомков, но и творцов современной культуры и науки, например, в передаче о Доме творчества композиторов в Рузе появилась совсем юная Елизавета Листова - правнучка известного композитора Кирилла Листова, сам автор великолепного проекта "Советская империя" о глобальных советских проектах. Самобытные личные взгляды на страницы истории, уникальные исторические детали и суждения великих делают "Дачников" нетленной классикой, а медитативная музыка Андрея Шелыгина интегрирует картинку, видео и звук. Еще недавно "Усадьба" вечерами показывала передачи об итальянском дизайне и арт-декорации интерьеров. Западническая арт-декорация (у нас ее называют обычно "дизайном") отличается от наших "квартирных вопросов" вдумчивой экономией бюджета заказчиков и учетом их личности. У западных декораторов интерьер сохраняется, и осторожно и профессионально видоизменяется - нет "котов в мешке" - ошеломляющих подарков от бессвязных "дизайнеров". Сегодня на коммерческом канале вдруг появилась навязчивая и пошловатая реклама. "Дачники" остаются жемчужиной канала, причем идущей и днем и ночью, с частыми повторами (что-то окало четырех раз в сутки). Профессиональную архитектурную и дизайнерскую компоненту начал распространять новый канал "Недвижимость", появившийся недавно в тестовом режиме Коминтела. Канал развивается, идут - по некоторым с ведениям - переговоры о новых авторах и программах. Интерес для архитекторов и дизайнеров представляют "Строительные истории", "персоны" отечественных архитектурных "грандов": недавно только "прокрутили" одного из ярчайших мастеров - Андрея Бокова, возглавившего некоторое время назад российский Союз архитекторов. На этой неделе в пантеоне - Михаил Хазанов, создавший почти шедевр - "Центр современного искусства "Винзавод", а также ряд функционалистских построек. Самой информативной программой является, пожалуй, "Суперпроекты". Одна из недавних была посвящена Верхним торговым рядам Александра Никаноровича Померанцева (1848-1918) и великого инженера Владимира Григорьевича Шухова (1853-1939), сопоставимого по инженерному таланту с Густавом Эйфелем. Прелесть "суперпроектов" - в детальнейших историях создания, в исторических, культурных и технологических деталях, обильно фарширующих текст, и в подробнейшей и живой картинке. В анонсах мелькает повтор программы о гостинице "Метрополь" Валькотта. Можно порадоваться появлению в тестовом режиме телеканала "Эксперт". Это телевизионная версия едва ли не лучшего российского аналитического еженедельника. Как и журналу, его телевизионному дитяти присуща обстоятельность и объективность. Тематически канал обо всем - от экономических прогнозов до бесед с Саввой Ямщиковым о реставрации Пскова, от фильмов на языке оригинала с русскими субтитрами до уникальной и актуальной хроники без комментариев. Конструктивистский (или функциональный) дизайн смягчен хорошим светом и картинкой. Хотя конструктивизм, вопреки его "русскости", кажется уже архаичным и трудноватым для восприятия. Содержательно канал интересен, но больше для солидных людей, жаждущих аналитики и неординарных взглядов на происходящее. Журнал "Эксперт" произвел на свет более живую и массовую свою версию - журнал "Русский репортер", отличающийся зрелищностью и лаконизмом текстов (дизайн живущего в Англии Михаила Аникста). При этом "РР", так же как и родитель, отличается разнообразием тем - от проблем поиска работы выпускниками вузов до сверхновых научных открытий и технологических инноваций. В журнале - интервью с национальными героями, среди которых преимущественно великие ученые, пророки, интеллектуалы, мастера искусств и вообще самобытно мыслящие люди. К сожалению, яркая фото- и интеллектуальная начинка "РР" скрыта за мрачной шрифтовой обложкой, ставшей с началом кризиса однообразно мрачной. Одним из первых "Русский репортер" заговорил об интернет-телевидении (Андрей Константинов, в "РР" от 4 - 11 июня). Автор смачно описывает свое приобщение к видеоконференции TED (Technology, Entertaintment, Design). Автор рассказывает о том, что эти конференции проходят с начала 1980-х. "Здесь показывали свежевыпущенный компьютер "Макинтош" и первый в мире компакт-диск, делились идеями создатели Wikipedia, Google и самого интернета, математик Бенуа Мандельброт посвящал зрителей в теорию фракталов..." Автор сообщает, что 24 мая состоялась первая русская конференция - TEDхRU. "Эксперт" и "Русский репортер" занимают нишу свободных изданий, опирающихся на актуальные информационные массивы. Они отстаивают модернизационный путь России и одновременно ее своеобычие. Журнал и телеканал "Эксперт" основательны и нестандартны своим тотальным аналитизмом и объективностью. "РР" иногда впечатляет зрелищностью и разнообразием тем и форм подачи информации. Из последних номеров мы можем узнать, как в связи с кризисом изменился рейтинг лучших городов России и самоощущение жителей; кто является реальной элитой России; почему не хотят уезжать из страны молодые ученые, или, к примеру, о десяти сексуальных "обломах" русской классической литературы. Тираж журнала 168 100 экз., что почти немыслимо, но умеренная реклама позволяет журналу держать доступную цену - рублей в 35. Проблему интернет-телевидения подробно анализирует и возродившийся "Огонек" (№3, 1 - 7 июня). Кирилл Журенков в материале "Минутное дело" дает характеристику этого ресурса. Рядом - несколько материалов - Юлии Лариной ("Последний клик моды") и интервью с активными деятелями интернет-телевидения - "Интерактивные". Вот выборка ресурсов из публикаций "Огонька": russia.ru, tvigle.ru, km.ru, grani.ru, grani-tv, hulu.com, posttv.ru, face.ru, procrisis.ru, tvclick.ru, nonstoptv.ru, smotri.com, bori.ru. О самых актуальных событиях в искусстве, дизайне, архитектуре также можно отчасти узнать из этих изданий. "РР", имеющий слабость к неоавангарду, показывает сборку плотниками из деревни Никола-Ленивец "коллайдера" по проекту ленд-артиста Николая Полисского для Люксембургского музея современного искусства. Похоже, дрова Полисского точно вписываются в миф о примитивной России, как и квази-поп-арт Булатова, Кабакова и других, ужившихся с Европой наших "контемпорари-артистов". Лет десять назад тюменские художники пошутили на "Взрослых играх" пародийными мультимедийными устройствами, не прибегая к услугам плотников и не создавая коммерческих брендов (Андрей Ердяков, Татьяна Вершинина, Ольга Трофимова и др.). Ердяков тогда сделал деревянно-тумблерный мобильный телефон, Трофимова - упаковку шампуня, интегрированную с мобильником, а Вершинина предложила использовать короба телевизоров исключительно как хранилища книг. Может, надо было сделать деньги из этих шуток? Более симпатичны предпочитаемые "РР" действительно актуальные сообщения, например, о том, что "5 мая в киевской галерее "Цех" откроется выставка Евгения Петрова "Солдаты, звери, дети", посвященная тому как воспринимают смерть солдаты, звери, дети". Поводом для выставки и работ послужило впечатление о том, как дочь друга играла в компьютерную игру, в которой надо было убивать животных. Мы не случайно выделили из массива информации медиа, казалось бы не имеющие отношения к дизайну (архитектуре, искусству). "Наши" профессиональные издания интересны в последнее время, наверное, только студентам, да тем, о ком они пишут. Пожалуй, более-менее интересен только русский вариант "Интерни", да и тот утомляет калейдоскопичностью и мельтешением куцых материалов. Иногда хочется чего-то профессиональненького. С мыслью об этом ваш слуга выложил 200 руб. за свежий номер журнала "Интерьер + дизайн" (я вообще-то давно не смотрю подобные издания). Главным образом сделал это для ревизии: изменилось ли что-то? На обложке майского номера - интригующий анонс "исчезающий дизайн" (неужели идея Филиппа Старка стала реальностью?). Внутри оказался материал о лос-анжелесской Школе изобразительных и театральных искусств, воздвигнутой знаменитой группой Coop Himmelb(l)au (Австрия). В общем все симпатично. Особенно - публикация о ландшафтном дизайнере Андреа Кочране. С середины 1990-х, когда начал выходить журнал, изменились собственник и редакция, начертание шапки. Появилась реклама сигарет, украшенная предупреждениями Минздрава об их, сигарет, опасности. Журнал стал просторнее и чище по журнальному дизайну. Изменился отбор работ. Они стали как бы выхолощенней и одинаковей. В подборках тех - 90-х годов - было больше энергии, цветовой экспрессии. Не было стилевых проколов. Очевидно проклевывающееся из работ желание разнообразить формы интерьеров и предметов диковатыми маргинальными деталями. Апофеоз - главный материал о некоем Марселе Вандерсе, отрекомендованном Лагерфельдом и с придыханием подаваемом как сенсационный - как "энциклопедия стиля" (у нас по-прежнему умеют придыхать про все заморское - припоминю, как одна известная критикесса с обожанием писала о золотой шайбе на пальце Карима Рашида, будь на его месте российский творец - быть ему поротым по безвкусице). В "главном материале" речь идет об эклектичном интерьере в самом Амстердаме (ах!), сделанном этим самым Вандерсом "впервые". Если кто-то еще помнит вкусы наших нуворишей начала 90-х - все здесь узнает: и орнаментированные потолки из гипса (здесь - полиуретан, надо думать), и "богатую" лепню направо и налево. Впрочем, по безвкусице это дивное узорочье довольно тривиально (да простит нетленный Лагерфельд!) - такую же мы видали в апартаментах нашего всероссийского Фили, многих других вождей - столичных и провинциальных, духовных, политических, артистических. Материал содержит и ключевую сентенцию творца амстердамской квартиры: "Цель дизайна - не создание пустоты, а сотворение шедевра". Уж да уж. Именно что. Вот оно что! Даже материал о новом творении Coop Himmelb(l)au - Лос-анджелесской школе искусств проваливается, несмотря на привлечение широко известного в узких кругах Владимира Паперного, когда-то выпускника Строгановки и обозревателя "Декоративного искусства", а ныне жителя США, поразившего дизайнерскую среду не столько книгой "Культура-2", сколько другой - "Мос-Анджелес", занудливым повествованием о том, как "наши" примеряют на себя "их" сладкую жизнь, которую до того представляли по фильмам вроде одноименного фильма Феллини. Комплекс зданий школы сам по себе впечатляет размахом: 7 зданий общей площадью 31 тыс. кв. метров на 1800 студентов; в том числе 4 учебных корпуса, театр на 950 мест, библиотека и кафе. Общие затраты несопоставимы с нашими российскими - 171 млн. $, то бишь 5 млрд. 246 млн. рублей. Легко понять, почему американская художественная культура осуществляет мировую экспансию. Но Coop Himmelb(l)au вообще-то известна не ординарными фасадами построек, такими же средними, как у какого-нибудь Нормана Фостера, и не тем, что Вольф Прикс курит в местах, где курение в здоровеющей Америке воспрещено - подобные подробности увлекательны лишь для части подростков. Наша привычка - на беду - сводит представление об архитектуре и дизайну к фасадной декорации и играет роковую роль и в этом случае, даже при наличии лос-анджелесского аборигена из бывших наших. В названии группы звучит их леворадикальная идеология: и "кооператив", и "небострой", и одновременно "небесная синь" (именно поэтому буква "l" заключена в скобки - Coop Himmelb(l)au). "Кооперативу" удается создавать уникальные отношения между людьми и пространством, самобытные алгоритмы восприятия - почти физиологически ощущаемые нами и обращающиеся к культурным и познавательным инстинктам. Есть ли нечто такое в лос-анджелесской постройке, по тексту из примерно 2 500 знаков понять нельзя. А так все миленько. Другие ценности мы могли рассмотреть на канале, имеющемся "в кабеле". Речь идет о "DW-TV". "Deutsche Welle" - не национальный канал, не "1", графика знака которого подозрительно совпадает со знаком нашего первого канала, а экспортная телевизионная версия "Немецкой волны", дающая насыщенный и высокий образ "неметчины". Смотреть "DW-TV" поучительно и грустно. Три основных среза - политика (новости и говорильня "Квадрига"), социальные проблемы и культура - основные темы канала. К счастью, все материалы идут на немецком и английском языках, да еще и повторяются, так что "DW-TV" не требует постоянного присутствия перед ящиком. Очень симпатичная графика - местами излишне строгая (но функциональная и ясная), иногда живописная. Не первый год используется старый прием - коллажи, придуманные в 1910-е годы дадаистами и бывшие актуальными в шестидесятые. У нас коллажи использовали конструктивисты в 1920- е годы (а вовсе не красно-бело-черно-серую гамму). Коллаж дизайнеры DW используют не первый год, а теперь он возрождается повсеместно. У нас - впервые после Александра Родченко - коллажи реанимированы в "Евровидении-2009". Там они симпатичны по графике, но по-русски избыточны, но главное - бессмысленны: просто коллажи, как бы модный прием. Стилистически дизайн канала разнообразен, как и дизайн программ, но отличается одним - мерой и вкусом, хотя есть и скучноватые решения. Совершенно убийственна картинка "ДэВэ-ТэФау". Если учесть, что в России до сих пор операторы и фотографы в массе своей самоучки, нередко амбициозные и агрессивные, то смотреть многие монтажные кадры просто больно. Больнее - только смотреть BBC, но BBC World (подаваемый в Россию) стал много хуже по дизайну с тех пор как к нему прибавилось слово "News". "DW-TV", напротив, плавно развивается, не отказываясь от традиций, местами достигая шедевральности в картинке графике. Картинка человечна, операторы здорово строят кадр, свет, ракурсы (наши инет-каналы гордятся отсутствием правил съемки и монтажа). Все осмысленно, правдиво, правильно и красиво. Выразительно и без лишнего. А интерес немецкого канала к архитектуре, дизайну, новым проектным технологиям; к передовой профессиональной культуре, к личностям творцов и процессу их работы просто угнетает. Ничего такого нет ни на одном нашем канале и ни в одном нашем журнале, даже в тех очень хороших, которые описаны здесь и всегда - как обычно в России - пролетают в дизайне. Беда в том, что наш дизайн основан на "громко заявить о себе". А тот, о котором можно говорить в "DW-TV" (включая саму философию канала - она ведь тоже "дизайн"), опирается на погружении в материал (проблему), осмысление и выражение его (материала, проблем) применительно к человеку, что вообще-то и есть дизайн. Есть и другое - отношение к человеку (зрителю и герою программ) как Человеку, а не материалу. 14.06.2009 ВГВ
|
|
Тюменское отделение Союза дизайнеров России 625048, Тюмень, ул. Карская 38, оф. 225 |
Тел.: +7 905-823-34-23 E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru |