|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВНОВЬ ОБ АРХИТЕКТУРЕ И МЕТОДИКЕ
Виктор Дмитриевич Станкевский влюбился. Произошло это вскоре после семидесятого рождения профессора. Предмет любви - достойный: город Лондон, в котором он недавно побывал. Смущаясь как школьник, Виктор Дмитриевич, один из главных критиков тюменской урбанистики и городского дизайна, признался, что полюбил Лондон, огромной и безотчетной любовью, несмотря на его узенькие улицы (более узкие, чем в Тюмени) и другие недостатки.
В.Д. Станкевский так объяснил свою любовь - это город для людей, город для жизни: невысокая этажность (в среднем - 5-6 этажей), впечатляющие контрасты между архаикой и современностью, огромное число экологических уголков, заселенных белками, утками и прочей живностью, а также массами людей, которые сидят, лежат, ходят по газонам; общаются в пабах (уютных и очень традиционных). В городе немыслимое число музеев (большинство бесплатны и общедоступны), иных развлекательно-просветительных мест - уникальных, удивительных и неповторимых. Город бесконечно красив, разнообразен, толерантен и человечен. Свое объяснение В.Д. Станкевский сделал 25 мая во время третьей встречи двух главных творческих кафедр Тюмени - кафедры архитектуры и дизайна ТюмГАСУ и кафедры средового и графического дизайна Тюменского института дизайна (филиал УралГАХА). Кафедры дружат давно и прочно. Темой встречи по инициативе архитекторов стала проблема: ЧЕМУ, КАК И МОЖНО ЛИ ВООБЩЕ ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ (в художественной - в широком смысле). Участвовали: Борис Жученко, Светлана Смирнова, Виктор Станкевский, Александр Панфилов (архитектуры) и Геннадий Вершинин, Михаил Гардубей, Наталья Крамская, Николай Пискулин, Ольга Трофимова, Ирина Чердынцева (дизайнеры). Дискуссия длилась почти 4 часа, прошла она как обычно между братскими кафедрами в теплой и откровенной атмосфере, суть ее сводится к следующим тезисам. Б.А. Жученко: Высказав сомнение в возможности обучить искусству архитектуры, заявил, что обучить можно лишь основам ремесла. Прежде вся архитектура формировалась в семейных кланах, передавалась по наследству от отца к детям; автор привел эн-ное число примеров. Сегодня архитектурная традиция утрачена из-за появления формального образования, где потерялась личная связь учителя и ученика, а передать можно только ремесло. Лучшим способом, по мнению профессора, является изучение классицизма (так Б.А. именует мировое наследие) и его законов. Незнание классики и привело к архитектурной самодеятельности, поразившей нашу архитектуру и вообще современную архитектуру. В большом выступлении Б.А. Жученко сделал много интересных заявлений и наблюдений: о том, что каждый город в мире имел свое историческое лицо, которое определял тот или иной великий мастер; о том, что архитектура всегда опиралась на интеллект архитектора, а тот в свою очередь проявлялся в первую очередь в архитектурном рисунке; о том, что В.Д. Станкевский с 1962 года стал по-сути первым практикующим профессиональным архитектором Тюмени; что достижения мировой архитектуры зависели от союза архитектурных академий и государства, а удары по государству становились ударами по архитектуре и т.д. С Б.А. в первую очередь отчасти не согласились коллеги - С.А. Смирнова и В.Д. Станкевский. Отметим, что на кафедре архитектуры исключена чиновная атмосфера, когда один знает - остальные исполняют, как вообще она исключена в творческих вузах. Жаркие возражения коллег не стали новостью для докладчика - всем нам хорошо известно: живет лишь то, что обсуждается. Не случайно, кафедра за 15 лет существования достигла заметных результатов. С.Н. Смирнова является сторонницей инновационной современной концептуальной и даже радикальной архитектуры. Упоминание о классике вызвало с ее стороны возражение: классика бесполезна, и ничему не способна обучить. Все - от материалов до мировоззрения изменилось настолько, что изучение классики - пустая трата времени. В качестве примера она привела некоторые новые задания кафедры, сделанные в классическом стиле и оказавшиеся неудачными. Главными авангардистами у нас являются чиновники высокого ранга, и благодаря их участию мы имеем соответствующую архитектуру. В.Д. Станкевский также сомневается в возможности животворной роли классики. Классические законы актуальные, но классические формы мертвы, их освоение занимает слишком много времени и дает слишком мало результатов. К тому же все попытки возвести в Тюмени и России классику очевидно неудачны. Но главный пафос выступления В.Д. Станкевского сводился к тезису: "творчеству научить нельзя, но надо". Мало кто знает, как это сделать, но лучшие школы этому учат, поэтому мы обречены искать способы и формы - как обучить архитектуре, творчеству. В.Д. Станкевский призвал коллег с кафедры дизайна поделиться опытом - их школе, как выяснилось, в 2009 году исполняется 35 лет. М.М. Гардубей начал с идеи, которую он много раз озвучивал в последнее время. Ремеслу учили образованные люди, классика не взялась из Ничего. В архитектуру должен прийти Художник. Сегодня и в искусстве, и в образовании, и в обществе, и в начальстве нет художественно образованных людей. Это главная беда. Нет личностей. Именно личность определяет все - не исполнители, не ремесленники, не обученные технологи. У нас сейчас делают ставку на управляемых людей, по сути, на серых лошадок. Вся мировая архитектура, искусство, образование определялись Личностями, Художниками. Они - главное звено, а не методики, управленческие технологии или организационные формы. У нас образование сегодня пытаются реформировать как бизнес, и оно разрушается, даже то, что было в Советском Союзе. Не надо путать Бизнес и Творчество - это разные сферы. Пока мы будем экспериментировать с тем, что давно известно и изобретать велосипед - у нас не будет ничего стоящего. Да, все меняется и должно меняться, но базовые вещи не изменятся, пока существует человечество. Н.В. Крамская рассказала об опыте профессионального образования в Шотландии и Англии. В Великобритании огромное разнообразие вузов архитектуры и дизайна, от очень маленьких до гигантских. Их место под солнцем определяет рейтинг, и все стремятся в рейтинге подняться вверх, хотя ежегодно он меняется. Студентов учат самостоятельно исследовать проблемы и находить решения. Задача образования - развить художественное мышление. Но важна и практика, третий курс проходит обязательно на производстве. Студенты по окончании школы защищаются не работами, а дегри-шоу - выставками, которые превращаются в праздники со зрителями и работодателями. В год много как коротких - часа на два, так и больших, например, на месяц, заданий. Проектируются и какие-то прикладные вещи, но чаще - процессы и ситуации. Темы часто серьезные - промо-акция бумаги, новый фирменный стиль Бритиш Эрвейс. Особое внимание - культурной и образной идентичности. Например, надо спроектировать коробочку, при виде и при касании к которой возникают ощущения запахов, звуков, тактильные и прочие. Учебный процесс строится гибко, он не перегружен тьмой предметов - вернее, отдельные дисциплины могут быть внутри единых гуманитарных или проектных дисциплин. Некоторые предметы изучаются коротко - например, тебе объяснили за 2 часа 3D Max и дальше - уже твои проблемы, как ты эти объяснения усвоишь и во что это выльется. Студент сам выбирает формы подачи своих идей и средства: компьютер или ручную графику. Компьютер приветствуется меньше, чем ручная графика и ручные навыки. Везде есть компьютерные аудитории, в которые студенты могут попасть в любое время и работать в них по желанию. Большинство студентов предпочитает проектировать на компьютере, но ручные работы принимаются лучше, и их тоже много - и они не вчерашний день, наоборот - самые актуальные. Формализации в учебном процессе мало. Единственное - все задания выдаются в письменном виде. Обычно студент ходит за преподавателем - те могут сидеть на кафедре и пить чай. Но если студент потенциально интересен - могут и позвонить ему, спросить, почему он не на занятиях. Учиться - это личное дело. Много студентов отчисляется. Буквально за малейшие творческие провинности - не сдал работу во время - до свидания. Но отношение к старательным студентам доброжелательное - могут вызвать такси и сопроводить новичка в общежитие (учится много иностранцев, поначалу плохо ориентирующихся в городе). Все преподаватели - реальные известные профессионалы, практики, личности. Часты мастер-классы знаменитостей, я пока училась, была на классах кинорежиссеров, дизайнеров. Такую мега-звезду, как Питер Гринуэй, нам так и не довезли, но большинство преподавателей и мастеров у себя в Великобритании авторитетны и широко известны как действующие мастера, авторы известных произведений. Г.В. Вершинин отметил, что проблема "можно или нельзя обучить искусству или только ремеслу" существует с 16 века, с возникновения академий, которые учили только ремеслу. Лучшее учебное заведение Германии ХХ века, ставшее сегодня национальным брендом и символом Германии - Баухауз просуществовало 14 лет, и за эти годы создало едва ли не все, что мы называем дизайном. Баухауз подготовил многих лидеров мирового дизайна - значит, творчеству учить можно. Что для этого необходимо? 1) Чтобы учили Мастера, к тому же имеющие талант учить. 2) Нужны аналитические методики, развивающие личность. 3) Нужны небольшие габариты (в Баухаузе в лучшие времена было 180 студентов), при которых все всех знают и участвуют друг в друге. 4) Нужны неформальные свободные творческие порядки в учебных заведениях (только при отсутствии давления извне раскрываются и студенты, и педагоги, если есть Личности и, следовательно, есть чему раскрываться). Как раз творческая атмосфера в сегодняшних огромных формальных структурах и не создается. Если школа создается Художниками, являющимися еще и подвижниками, у нее есть шанс учить творчеству и искусству. Ремесло идет за искусством. У нас же Министерство образования налицензировало море бестолковых школ, а теперь пытается вытравливать их формальными средствами. Сейчас говорят о том, что филиал - это когда больше 500 человек (достоинство филиала в обратном - в том, что маленькая школа может появиться в новой среде), вуз - не менее 1000, университет - это когда не менее 5 (что ли) программ, такие-то параметры остепененности и число докторантов. Тогда как университет - на деле совсем другое, прежде всего - навыки самообразования и самопроектирования. Придумали нормативы площадей - кто первый это придумал и чтио за ними стоит? Для дизайнеров требуется 15 кв.м. на человека. Для чего и почему на 5 или не 25? Кому ставить памятник? В итоге в двух сотнях школ дизайна преподают худграфовцы, архитекторы, педагоги, культурологи - но не Мастера Дизайна и не Мастера Архитектуры. Строгановка лишилась статуса университета. Ну и что? Баухауз был государственной высшей школой проектирования. Я в Бремене видел Высшую школу музыки и дизайна. Рядом с ней было понятно, что в этом вузе есть дизайн, и в городе вся среда нашпигована дизайном. 5) Нужно, чтобы перед студентами ставились большие цели. 6) С первых курсов школяры должны включаться в творческую деятельность преподавателей. 7) Нужно развивать профессиональную самодеятельность и самоорганизацию студентов, профессиональную критику и аналитику. 8) Нужно искать культурную и профессиональную идентичность, связанную со своим местом, как это происходит в Новой архитектуре, Новом дизайне, Новом искусстве: Решили: 1. Следующую встречу провести в начале сентября в Тюменском институте дизайна. 2. Разработать систему совместных акций и учебных заданий (курсовых, дипломных); акций студентов, включая воссоздание НСО, студенческие обмены; консультации во время дипломного проектирования. 3. Привлечь студентов-архитекторов к участию в "Трубе" (журнал дизайнеров). 4. Обмениваться специалистами для участия в ГЭКах и защитах курсовых. 5. Продолжить ужен начатый обмен информацией. 6. Проводить встречи кафедр раз в 1,5 месяца. |
|
Тюменское отделение Союза дизайнеров России 625048, Тюмень, ул. Карская 38, оф. 225 |
Тел.: +7 905-823-34-23 E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru |