9 апреля в Екатеринбурге а Музее искусств (на ул. Вайнера) открылась выставка нового проекта "Искусство зрения и опыт жизни". Организаторами стали Уральская архитектурно-художественная академия и Министерство культуры Свердловской области, Департамент культуры г. Екатеринбурга, Региональное отделение общественного "Международного Фонда славянской письменности и культуры"; Нижне-Тагильское отделение ВТОО "Союз художников России", Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Практически собирал проект Институт искусств академии, куратор - Ирина Станиславовна Зубова. По ее словам, проект показал, что он интересен участникам и необходим Урало-Сибирскому региону, его стоит продолжить и сделать ежегодным, а кому же его делать как не Уральской академии и Екатеринбургу, имеющему одну из авторитетнейших школ.
Число работ то увеличивалось, то в процессе отбора уменьшалось, отбрасывались случайные, в конечном счете, для показа программы проекта были определены несколько площадок в музее искусств и самой академии. Заявлены были следующие номинации:
- живопись (станковая, монументальная);
- иконопись;
- монументальное искусство (мозаика и храмовая стенопись);
- графика (станковая, книжная прикладная);
- скульптура (станковая, монументальная);
- церковное декоративно-прикладное искусство;
- декоративно-прикладное искусство (текстиль, декоративная скульптура, керамика, декоративная живопись);
- дизайн (художественное проектирование и конструирование, сценография, анимация).
Для молодых авторов (в возрасте до 30 лет) в рамках выставки (выставок) проводится конкурс по перечисленным номинациям. Подробную информацию о выставках и конкурсе можно будет посмотреть в ближайшее время на http://www.usaaa.ru, мы здесь даем небольшую информацию о тюменском отсеке выставки.
О тюменской школе вспомнили поздноватенько, тем не менее, работы студентов и "академические" Андрея Ердякова вошли в основную экспозицию - "на Вайнера". Зато организаторы дали возможность цельно выставиться студентам тюменского колледжа искусств и Институт дизайна (филиал академии) в выставочном зале академии на ул. К. Либкнехта, 24. Экспозиция под девизом "Арт-десант" открылась "несчастливого" 13 апреля. Большинство работ - вещи студентов Тюменского колледжа искусств прошлых лет, преимущественно конца 1990-х - начала 2000-х годов. Впервые студенты (да и большинство преподавателей) академии смогут познакомиться с 40 работами из примерно 6000, хранящихся в музее колледжа и Институте дизайна.
Тюменскую школу искусства и дизайна называют то "уникальной" (Ю.В. Назаров, И.А. Андреева, Л.А. Кузьмичев), то "совершенно европейской" (Ю.Б. Соловьев"), то "национальным достоянием" (А.В. Степанов), то "завтрашним днем европейского искусства" (Хайке Йорн, Германия). Тем не менее, отношение к ней неоднозначное - "такие" рисунок и живопись воспринимаются то как уникальные дизайнерские, то как противоречащие академическим правилам и законам композиции. От первых гостей выставки в Екатеринбурге слышались и возгласы "здорово", и "здесь большие проблемы с композицией". Знаменитый историк моды и народный депутат СССР "от дизайнеров" Ирэн Александровна Андреева в 1997 году, будучи в Тюмени, посмотрев работы студентов, сказала: "Поверьте, такого уровня рисунка и живописи нет в наших школах, а уж я-то побывала практически во всех из них. То, что вы делаете - уникально, можете этим гордиться".
О чем же речь? Обычно академические рисунок и живопись приставляются к российскому дизайн-образованию "для общей культуры", "в соответствии с российской традицией". Тогда как в мире в дизайнерских школах этих дисциплин почти нет, практически нет. И большинство студентов-дизайнеров все пять-шесть лет обучения мучаются вопросом: кто это все придумал и для чего это все? В тюменской школе в силу ее недостатка (школа маленькая - все дисциплины оказались вместе, в одном коллективе или команде) это стало ее естественным преимуществом. Здесь невольно перемешались разные традиции: европейские и российские, традиции академических школ (Петербург, Москва) и художественно-проектных (Ужгород, Питер, Екатеринбург). Академические дисциплины оказались в союзе с проектными и прикладными. Все они работали на главное - развитие дизайнера, а педагоги образовали единую команду, и в творческом и - в человеческом смысле. Поэтому академические рисунок и живопись работали на дизайн, а тот в свою очередь - на рисунок и живопись. В сочетании с особым составом людей команды - творческих, ведущих собственные проекты (станковые и дизайнерские), разносторонних и имеющих высокий образовательный статус это, видимо, дало свой результат, а уж какой - по настоящему, может быть, время рассудит.
Г.Вершинин