Майская ночь музеев
15 мая сонная культурная жизнь Тюмени была потревожена программой майской Ночи музеев. В развешенных в городе плакатах был подзаголовок - "ночь пробуждения". Хотелось бы надеяться, анонимные составители программы имели в виду не пробуждение в духе микеланджеловской Гробницы Медичи и соответствующего сонета мастера (Блаженство - спать, не ведать злобы дня, | не ведать свары вашей и постыдства, | в неведении каменном забыться: | Прохожий! Тсс: Не пробуждай меня)
По свидетельствам студентов интереснее всего было в музее искусств, хотя к искусству прямое отношение имели две выставки - лауреатов конкурсов TDC (о ней на нашем сайте есть фоторепортаж) и выставка живописи из фондов музея искусств под спорным названием "Агитация за социализм". По мысли организаторов она должна резонировать с "главной выставкой" - посвященной 65-летию Победы историко-художественной выставкой, размещенной в залах классического искусства. В соседстве живописной и исторической экспозиций можно усмотреть протест музейщиков, недовольных "нецелевым" использованием залов классического искусства, демонтажом выставки "101 портрет", бывшей научным и экспозиционным завоеванием наших музейщиков. Увы, с музейщиками не то что не посчитались - не поговорили: В "Агитации за социализм" автор этих строк, прожженный социалист и демократ, не обнаружил никакой агитации. Представлены более известные, и менее известные работы, очень хорошие холсты, и хорошие только для своего времени: Выставочная среда довольно банальна по экспозиционным приемам, а атрибуты пионерии в залах смотрятся случайно и не связанно с живописью.
Выставка к Дню победы сделана зрелищно и мощно - со всем тем обилием техники и визуальных эффектов, которые смог поднять заказчик - комитет по культуре области. Авторы тематико-экспозиционного плана нам неизвестны. Вообще об этой выставке в музее искусств никто ничего не знает толком, что - увы - свидетельствует о моральном климате в музее и отсутствии профессионального общения. Нам удалось узнать, что реальным дизайнером был Максим Пискулин, штатный дизайнер "музейного комплекса". Портрет эксподизайнера, скромно затерявшегося среди тысяч посетителей - в финале нашей фотогалереи. Вопрос о выборе места для юбилейной выставки не бесспорен, но она получилась интересной и содержательной, ее внимательно рассматривают и переживают зрители. Лучших залов для столь важной экспозиции, кроме залов классического искусства музея изо, в Тюмени, увы, нет. В свое время первый - красный - зал классической анфилады проектировала Ольга Трофимова (визуализатор - Антон Халембаков), позже эту работу на основе идей Трофимовой закончила Дизайн-лаборатория, и Максим Пискулин, тогда работавший в ней. Подобных "солидных" залов восточнее Москвы нет, логично, что именно в них и размещена юбилейная выставка.
По официальной информации музейную ночь этого года посетили 32 тысячи человек. Цифра впечатляет. Но впечатляла и неостановимая толпа людей на всех выставках музея искусств, не иссякавшая до полуночи (позже нас не было с ними).
В дизайне выставки Максим Пискулин использовал розенблюмовские методы экспозиционных натюрмортов и экспозиционных метафор, сценирование пространства. Статичные экспонаты оживлены мультимедийными программами, которые сделал наш великий медиа-дизайнер Павел Олин и Руслан Прусаков (вся дизайнерская команда - выпускники и студенты Тюменского института дизайна). Экспозиционные макеты делала коммерческая фирма из Екатеринбурга, в названии которой очень эффектно звучит слово "институт" (что и породило легенду о том, что какой-то "музейный институт" из Екб и проектировал экспозицию).
В залах выставки TDC развлекал посетителей еще один наш великий земляк - из семидесяти крупнейших каллиграфов мира - Николай Макаров, вокруг которого весь вечер стояла плотная стена, а счастливчикам повезло получить каллиграфии мастера. На полночь в экспозиции TDC - говорят - планировался какой-то перформанс. Не факт, что TDC был бы в восторге от него, потому что куча мятой бумаги в зале и плохие силуэтные фигуры отдавали колхозом "Красный лапоть", самодеятельное наследие которого так популярно в нашем регионе. Не говорю уже о том, что никто не спрашивал мнения Союза дизайнеров перформансить на профессиональной выставке международного класса. Но простим нашим гражданам, души которых полны творчества, их нечаянные импульсы.
Мы планируем в ближайшее время опубликовать подробную рецензию на выставку к 65-летию Победы и другие выставки музея изо. А пока смотрите картинки с выставок. Большая их часть сделана без вспышки, отсюда - недостаточная резкость, зато смотрятся они достоверно.
Г. Вершинин, 18 мая
No flash player!
It looks like you don't have flash player installed. Click here to go to Macromedia download page.