|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 июля в Екатеринбургском музее изобразительных искусств («картинной галерее» на Вайнера, 11) открылась выставка тюменских мастеров кисти, проще – живописцев, доцентов Тюменского института дизайна, членов Союза дизайнеров Михаила Гардубея, Ольги Трофимовой, Андрея Ердякова и Елены Улькиной. Впрочем, Елена Улькина выставила не живопись: техничные рисунки и ошеломительные драпы, живопись она выставляет редко, не изменила привычке и на сей раз. На официальном портале Екатеринбурга выставка названа «уникальной», с чем не приходится спорить. В Тюмени такое собрание качественного искусства «завтрашнего дня» (характеристика немецкого искусствоведа Хайку Йорна) можно встретить не часто: авторы преподают, и не чаще раза в несколько лет показывают свои персональные выставки. Здесь же представлен цветник – сразу 4 мастера и дайджест их работ за несколько последних лет, включая новые работы. Ольга Трофимова – автор надреальных (не путать с сюрреальностью) акварелей и холстов, богатых воображением и внутренней жизнью. Немцы персонифицируют прозрачность и поэтику ее работ с ней самой и именуют ее «энгельхен» - ангелочек. Нет, в жизни Ольга не ангелочек, а вменяемый и профессионально вредный человек, стремящийся к «сделанности» во всем; и во имя этой сделанности она может вызвать не один поток ярости, так как терпеливо добивается своего. Увы, профессионализм не просто дается. Андрей Ердяков – напротив, мастер «топографических», как раньше говорили, холстов – обманок, натюрмортов. На одной из фотографий видна его свежая обманка – написанная иллюзорно как бы обратная сторона холста с букетом цветов. Но это не фотография и не перевернутый холст – написанный натюрморт. Сегодня, как и в 18 веке, обманки в чести. А их автор удивляет прожженных интеллектуалов бесхитростными иллюзиями. Впрочем, и он не так прост, как может показаться, глядя на его картины: в повседневной жизни шутка, подмена, розыгрыши в его характере, как бы автор ни клялся, что «давно с этим завязал». От наивного сюрреализма 1980-х гг. он пришел к документальности или как говорят «нон-фикшн» информационной эпохи, и делает свои обманки с присущим ему упрямством и любовью к вещам, вопреки фотошопу и 3D-максу. Третий угол «квартета» - Михаил Гардубей с его обрусевшим экспрессионизмом, изобразительной энергией и подвижностью поверхности. В последнее время он создал много пейзажей старой Тюмени, фантастических красотой и подвижностью, любовью к окружающему и энергией. Большинство холстов и картонов давно разошлись по музеям и галереям. Сегодня он экспериментирует с фольклорными темами и характерами, складывающимися из юмора, шутки и ностальгии по настоящей жизни, полной народных страстей и драматизма. Одна из таких работ – свеженький триптих уже подарен Екатеринбургу за внимание и ласку. Противоположностью по творческому темпераменту (но не по производственным отношениям) Михаилу являются работы Елены Улькиной, восхищающие (и нередко раздражающие) безупречным техницизмом, выверенностью форм и технологий. Любимые темы Улькиной в рисунках – природа, доведенная до кристаллической прозрачности, в драпах – литература русских сказок, стихия искусства прошлого, превращенные в гибрид дизайна, декоративно-прикладного искусства и технологической экзотики с культурологическим привкусом. Нина Алексеевна Вольпер, выдающийся уральский музыковед, обремененная любовью к творчеству своих тюменских коллег, на открытии заметила, что людям свойственно мечтать, но именно эта группа художников мечты о новом искусстве сделала яркой реальностью, показав образцы великой красоты, наполненности и художественного качества. Она пообещала также, что не успокоится, пока не приведет на эту уникальную выставку всех своих друзей и знакомых. Тюменский искусствовед Людмила Владимировна Овсянкина отметила, что открыла для себя цельность работ Михаила Гардубея и в свердловской экспозиции нашла новые хорошие ее качества. Виктор Брагин – председатель Свердловской организации дизайнеров и профессор кафедры промышленного дизайна УралГАХА отметил высокую технику, выразительность и «сделанность» графики Елены Улькиной. Доктору наук Сергею Постникову, кроме работ Михаила Гардубея, очень близко живописное «хулиганство» и обманность работ Андрея Ердякова. Отзывы и реакции зрителей всегда интересны, может быть, не менее выставки. Отметим, что в Екатеринбурге реклама выставки звучит на радио, в бегущих строках ползет вместе с трамваями города и т.д. Несмотря на неожиданный типаж тюменских работ (в Екатеринбурге больше распространено «актуальное искусство»), реакция профессиональной публики и ценителей позитивная. Художники поблагодарили Екатеринбургский музей изобразительных искусств, его директора Никиту Николаевича Корытина и куратора Юлию Викторовну Иванову и всю команду за интерес и содействие. Г. Вершинин «назад |
|
Тюменское отделение Союза дизайнеров России 625048, Тюмень, ул. Карская 38, оф. 225 |
Тел.: +7 905-823-34-23 E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru |