|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ: ТЮМЕНЬ — ПЛОВДИВ — ТАРА
30 апреля в Тюменском музее изобразительных искусств открылась выставка плакатов Николая Пискулина (Тюмень), живописи Николая Певичарова (Пловдив, Болгария), живописи и коллажей Владимира Сафронова (Тара). Все они - выпускники Тюменского училища искусств - теперь это Институт архитектуры, дизайна и визуальных искусств Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий. Выставка - не ретроспективная, представлены относительно недавние работы, во всяком случае, не известные нашей публике. «Приятели» - не самое удачное название. Даже если болгарское слово «приятели» перевести на русский - «друзья», для художественной выставки в России ? звучит «не очень». Слишком просто на фоне озабоченности статусами и «солидностью». Лучше бы что-то вроде «Мистер Пайпер Кинг», как в 1978 году обозвали рок-группу-мистификацию Коля Пискулин и Коля Певичаров, два студента-авантюриста, разыгрывавших окружающих записью концерта «новой авангардной группы». На деле фонограмма была сведена на магнитофоне из звуков радио, ритмики, голосов, декламации и чего-то еще. Тогда молодая часть страны нашей вслушивалась в затертые ленты, пытаясь из плохо-различимых звуков составить портрет «прогрессивной» культуры и манящего «свободного» Запада. Название, как и звук, были похоже на настоящее, в меру импортное и с претензией. Фокус частично удался, были попавшие на крючок «прогресса». И сейчас можно было назвать выставку как-нибудь с претензией, например - «Perfect: 3.44.79-13_72» - замысловатее и «авангарднее» непонятностью. Сообразно популярному в продвинутых кругах концептуализму и англосаксонизму. Почти по Дж. Кошуту, все еще смущающему российских актуальщиков. Во-вторых, я давно не видел своих бывших студентов, очень давно (кроме одного). Когда-то они были «приятели», да вот разошлись дорогами. Один - Николай Пискулин в 1974 году почти случайно оказался в Тюменском училище искусств (поступал вместе с братом, который занимался в художественной школе). Даже не помню, как тогда называлось отделение - кажется, «декоративно-оформительское», а специальность - «художественное оформление». Николай со второго курса года был отправлен заботливой мамой Ираидой Николаевной в академический отпуск (мама опасалась дурного влияния сокурсников, возможно, не безосновательно). Так Николай оказался не со своим - следующим курсом, и как-то получились отношения у него со сверстником и погодкой Володей Сафроновым. Дважды случайная встреча, поскольку Володя приехал в Тюмень с севера Омской области, из Тары. И одновременно - естественная: оба оказались «людьми искусства». Забавная история случилась в Москве, на экскурсионной практике, длившейся против учебного плана почти месяц. Володя вообще-то всегда ходит своими тропами. Однажды, вернувшись в общежитие, выложил что-то около 100 тюбиков ультрамарина. Не помню, были ли белила, но ультрамарина должно было хватить на многолетний «голубой период», почти по Пикассо. Может быть, Володя был и не рад, что обнаружил прорву краски, вообще-то не дешевой. Но ультрамарин, которого могло хватить на все училище на пару лет, стал темой изощренных словесных упражнений. Как и амбициозный вызов испано-французскому классику. Будем считать, что заявка на будущее состоялась. В тот же год, когда Николай Пикулин был вернулся из отпуска, на 3 курсе появился болгарин Никола Певичаров. В Тюмени работали болгарские строители. И родители Коли дядя Гоша и тетя Данча приехали сюда вместе с сыном. Образование в те годы не было так обложено красными флажками запретов, «Колка» оказался среди студентов Тюменского училища искусств. Пришлось поломать голову, к какому курсу и статусу отнести его болгарское образование (если не ошибаюсь - художественную гимназию) - по документам ничего было не понять, просматривались нестыковки. Показалось, что малец толковый, во всяком случае, его «бутафорские» или скажем иначе - фотореалистические рисунки - говорили о приязни к художественной работе, о настойчивости, короче - были не рядовыми. На отделении дизайна (назовем его на сегодняшний лад) был слабоватый и проблемный второй курс, и - деятельный и творческий третий. Решение было принято не в пользу бумаг, а в пользу рисунков и Николы Певичарова (термины вроде «апостилирование», слава Богу, еще не дошли с «цивилизованного Запада»). Вообще-то название «художественное оформление» звучит невнятно. Ближе был «дизайн». В семидесятые это слово не широко использовалось, правда, когда директор училища - доброй памяти Зиновий Григорьевич Сухер принимал на работу демобилизовавшегося из армии выпускника МГУ, он спросил, как тот относится к слову «дизайн». «Отношусь хорошо, более того:». Кажется, слово и решило в пользу дембеля. Итак, авторы нынешней выставки собрались на художественном отделении училища искусств. Это был второй по счету курс в истории новой школы. Школы, сочинявшейся с нуля. Все было непросто - поиски, конфликты, споры, дружбы и любови, банальность и эксперименты, прорывы и непрочные успехи, застой, реальные достижения - скорее впрок, для непонятного будущего. Живопись преподавали Алевтина Гречина и Виктор Овчаров, практику Евгения Качальская, композицию Любовь Корноухова (Палех!) и Геннадий Вершинин (искусствовед!). Была история искусств (Марина Куркутова, позже я, изучавший историю искусств заново параллельно с изготовлением массы слайдов). Появилась история дизайна (ни существовало ни одного учебника и ни одной книги, кроме небольших книг В. Глазычева «О дизайне» и Н. Воронова, вроде «Красота и польза»). Были срочно изобретенные курсы - «Семинар по плакату», «Работа художника с архитектором». Надо было как-то расшевеливать и «европеизировать», если так можно сказать, свой первый и любимый курс. Он был разным, добрым, ревнивым, любящим, проницательным: интеллектуалка и талантливый педант Ира Овчарова, яркая одаренная Галя Жукова, мятущийся «проблематизатор» Валера Михайлов, скромная и бесконечно одаренная Люба Ходюш, стеснительная Насима Наибулина, нервный амбициозный Сережа Пинигин, смешливый всегда живой (увы) Саша Ниязов; большой надежный и спокойный Саша Шаврин, вечный балагур Юра Бурдаков, лучше всего исполнявший характерные роли а наших спектаклях; семейнная парочка Галя Белаева-Саша Самойлов, еще одна пара Леша Гутников-Галя Ахманаева, и - «мамаша» Нина Пугачева. а также погруженная в анализы и размышления добрая Рита Афанасьева. Каждый был ярок, самобытен, мне казалось до последнего времени, что таких самобытных талантливых людей не может быть больше, чем в «моей» группе (официальный статус - классный руководитель). Наиболее креативными были группы Пискулин-Певичаров и Овчарова-Жукова. Володя Сафронов был скорее живописцем, с небольшой историей служения в народном театре. Напомню, что он «кот, который ходит сам по себе». Очень быстро оказалось, что Коля Певичаров и Ира Овчарова сами сделали свои комнаты - по-дизайнерски: у Николая красный куб в центре был столом, над ним - революционный металлический светильник, а ля хай-тек (хай-тек появился после 1978 года, после первого издания в США книги Joan Kron&Suzanne Slesin «High-Tech»). У Иры был бело-желтый интерьер, со стенами, обклеенными ватманом с «бионической» скругленной бело-желтой графикой. Первые тюменские дизайнерские интерьеры. Жаль, не было «цифры», как жаль, что какие-то комические и драматические эпизоды нельзя было тогда заснять - только памятью. Даже сделанный в 1978 г. во время практики кабинет политических дисциплин училища (авторы - Н. Пикулин, И. Овчарова, Г. Жукова) существует лишь в черно-белых фрагментах. А был он прорывный и запоминающийся: фото-шрифтовой фронтальной стеной, эстетными планшетами, классным «кларендоном», графиками диалектики мира, изысканнейшим «таймсом» и экстремальной цветовой гаммой, вызвавшей бурю восторгов и тьму раздражения: Володя был другим. «Политические дисциплины» его относительно мало волновали. Запоминающаяся эмоциональная жестикуляция: руки как бы сами по себе описывали траектории вокруг головы и тела, поддерживая и иллюстрируя эмоциональные речи. И при этом - на деле довольно закрытый человек, в голове которого все время что-то двигалось, а руками он демонстрировал, как много там происходит. (Недавно я увидел Володю в телеинтервью Данилы Козловского: сдержанный в фильмах, он также отлавливал руки вокруг своего тела, прорисовывая ими сложные фигуры). Такая внешне энергичная жестикуляция, заменявшая действие, сыграла (и играла не раз) злобную шутку во время диплома. Вова кормил завтраками: - Ген, не волнуйся, я все сделаю. Главное - вот здесь у меня все есть (сложенные куполом пальцы описывают траекторию вокруг головы), а сделать не сложно Угадайте, чем кончилось. Певичаров на диплом сделал проект класса истории искусств - из сеток, шариков, блоков с веревочками и трансформациями, азартно и эмоционально его защитил. Мнение комиссии выразил его формальный руководитель - Эмар Иосифович Грановский: «Я ничего не понял, что сделал мой дипломник. Но очень нравится. Авангардно. Считаю, что нужно поставить отлично». Развязка Николая Пискулина была другой. Проект оформления центральной площади Тюмени - бумажный макет, крашеный модной в нашей среде вишневой нитрокраской, насеянный фразами из «Приказа по армии искусств» Владимира Маяковского, напечатанными на прорастающих из «вишни» белых бумажках, призывал госкомиссию поддержать эксперимент: «пока канителим и спорим, смысл сокровенный ища, дайте нам новые формы! несется вопль по вещам». Вопль-то несется, но вот как решить загвоздку с аэростатами, бывшими теоретической доминантой проекта? Комиссия растерялась - наша советская нацеленность на легкую и очень конкретную практику применительно к этой работе была сродни тупику. Обошлось пятеркой. Впрочем, Пискулин сигнала на будущее не понял. Он вообще при своей художнической чувствительности и мнительности сигналов подобного рода не слышит, так что многие его художнические шаги и потом были Днем сурка. Это специальная история - история его конфликтов с заказчиками, близкими и далекими, с советскими и неокапиталистическими: Потом был завод БКУ, армия, работа в том же альма-матерном училище, ставшем колледжем, затем филиалом Уральской архитектурной академии и теперь - Институтом архитектуры, дизайна и визуальных искусств ТГАКИСТ. В мелькании кадров хроники мы видим его работу в газетах, метания по отъезду в Москву (звали), самообразование в типографике, учеба в УралГАХА - здесь, в Тюмени, в филиале. И очень много типографики, о которой он сегодня говорит, что к ней шел прямым путем с детства - от первых попыток делать типографию (кстати, и у меня была детская типография с всеми причиндалами переплета, однако ж:). Назло Пискулину предположу, что тропы были разные - и в театральную декорацию, и в пространственный дизайн. А какая живопись! Так что... самый прямой путь в России - кривой. Потом - уже Николай Певичаров (так рисуют обрывки кинопленки) вернулся после армии в Тюмень, все в то же училище. Какие-то возникли трудности с оформлением бумаг, видом на жительство. Следовательно - возвращение в Болгарию, да и ТА ЕЩЕ Тюмень очень мало приспособлена к экспериментам, дизайну, живописи (и до сих пор любит чего-нибудь самодеятельно-непритязательное, вроде шприце-живописи - есть и такая!) Очень быстро у него были дизайнерские проекты в Болгарии, победы в конкурсах. Мы о них узнавали из журналов, которые тогда в Тюмени бывали. Мелькают страны, деятельности. Софийский конкурс (где-то в нашем архиве фотографии), выставки, мода, проекты, дизайн, живопись. Вспомним, взяли Николая в училище не без влияния его рисунков. И первыми работами, которые были выставлены в Тюмени - «подсюреная» живопись, археологическая и метафоричная, о прошлом, которое проявляется в очень конкретной современности. Факт его живописи был в 1982 г., в выставочном зале на Севастопольской была первая огромная выставка, еще в те времена, когда СССР был нищ потреблением, но веселее и богаче духом и мог позволить себе содержать огромный выставочный зал на месте нынешнего магазина дешевых товаров: И вновь - возвращение к живописи, но искусствоведческий текст мне запрещен: Третий фигурант - самый сложный персонаж троицы - Володя Сафронов. В нарезке кадров кинохроники мелькает Ленинград, он же - Питер, второй кинотеатральный вуз СССР - ЛГИТМиК. Ничто не предвещало ухода в театр, в сценографию, обретение специальности «художник-постановщик театра и кино». Следует без вопросов жизнь и работа в Питере, жизнь между Москвой и Питером, мелькают фигуры, великие лица: Лев Додин - Анатолий Васильев - Гога (Товстоногов, как зовут его иногда люди театра) - отзывы, критика и восторги уже погруженного в театральную стихию профессионала; немного снобизма; заколачиваемая сцена на Поварской в бывшем театре Анатолия Васильева - много-много сюжетных лабиринтов, «жизнь и судьба», «дом», как это все называется на языке слов-клише. И, как у всех «приятелей», вновь - дом: Тара, Северный омский театр. Всех объединяет, помимо искусства, еще одно: «где родился, там и пригодился». Уважаю. Остальное - в «справочно-биографических разделах». Выставка работает до начала июня. Г. Вершинин
Сведения об авторах выставки Владимир Дмитриевич САФРОНОВ Родился в 1959 году в городе Тара Омской области. В 1978 году окончил Тюменское художественное училище курс Г.Вершинина. В 1992 году окончил Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства по специальности художник-постановщик, курс Г.П.Сотникова. Член Союза художников России. 2007 года главный художник Омского государственного Северного театра им. М.А. Ульянова, постановщик многих спектаклей. ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ 1990 — "Сценография трёх школ". Лондон, Великобритания 1995 — Международная выставка "Пражская Квадриеннале-95". Прага, Чехословакия 2001 — Персональная экспозиция на Международной выставке "Солнечный Квадрат". Манеж, Москва 2004 — Персональная выставка в Культурном Центре МИДа. Москва 2004 — Персональная экспозиция на выставке "MITF-2004". Гостиный Двор, Москва 2006 — Персональная экспозиция в Галерее Современного искусства. Псков 2007 — Персональная экспозиция в "RADISSON SAS Славянская" Москва 2008 — Персональная выставка в Художественном музее Тары 2010 — Персональная экспозиция на выставке "Омская культура. Известные имена и неизвестные факты". Континент. Омск 2012 — Персональная экспозиция на выставке "Омская культура. Время созидания". Континент, Омск Моб. +7 951 403 39 43 vova22457@mail.ru Николай Георгиев Певичаров Род. 15.08.1960 г. в Пловдиве. Живет там же: с. Марково, ул. «Цар Иван Асен» 75 Болгария. Моб. +7 (359-88) 8845-830 danny@uni-plovdiv.bg Окончил художественное отделение Тюменского училища искусств, Россия, класс Геннадия Васильевича Вершинина. Является членом секции дизайна Союза болгарских художников (СБХ); член секции живописи Союза болгарских художников и Международной Ассоциации пластических искусств ЮНЕСКО (АИАП/UNESCO). Участник 33 персональных выставок, свыше 100 общенациональных и международных выставок; коллективных международных и национальных проектов по дизайну, пространственному оформлению и моде. Его полотна приобрели Софийская государственная художественная галерея, художественные галереи в Болгарии и за границей. Он - участник международных биеннале, международных арт-шопов, пленэров и арт-экспо в Болгарии, Германии, США, Франции и др. ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ 1990 — АРТ ЭКСПО-90 (Лос-Анджелес; представила Vasilev Fine Art Enterprises; 737 Lillian Way; Los Angeles, tel.2132715280, http://www.menada.com/fine.htm); 1990 — выставка живописи галерея SONO (Sono gallery, США; (Vasilev Fine Art Enterprises); 1991 — персональная выставка живописи в галерее ХЕМУС (София); 1991 — выставка живописи, галерея PRAT, США (представила Vasilev Fine Art Enterprises); 1992 — персональная выставка живописи в галерее ЛУИЗА (Мехелен, Бельгия, Европейская столица искусств в 1992 г.), участие в качестве представителя Болгарии; 1993 — персональная выставка живописи в галерее ЦИММЕРМАН (Дуйсбург, Германия); 1993 — персональная выставка живописи в галерее ПАЛАС, Дворец культуры и спорта (Варна, Болгария); 2004 — Европейская биеннале современного искусства (Eragny-sur-Oise, Франция); 1993 — персональная выставка живописи «Пирамида или Новое Одно», галерея ART-КЛАССИКА (Пловдив); 1997 — персональная выставка живописи «Райское сердце», СБХ (София, ул. Шипка 6); 2008 — персональная выставка живописи, Государственная художественная галерея (Пловдив); 2009 — персональная выставка живописи, галерея ДЯКОВ (Пловдив); 2010 — персональная выставка, галерея РЕЗОНАНС (Пловдив). Николай Павлович Пикулин Род. 27.05.1959. Тюмень Тел. мастерской +7(3452)20-67-20. Моб.: +7 902 813 91 64, p_n_p@bk.ru Закончил Тюменское училище искусств, художественно-оформительское отделение в курсе Геннадия Васильевича Вершинина; Уральскую государственную архитектурно-художественную академию (УралГАХА, Екатеринбург), специализация ? «графический дизайн». Доцент по кафедре средового и графического дизайна, профессор кафедры средового и графического дизайна Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, Россия, Тюмень; доцент кафедры издательского дела и редактирования Тюменского государственного университета. С 1997 года - член Союза Дизайнеров России. С 1998 года - член Союза художников России. Участник около 100 международных, всероссийских и региональных выставок. Автор более 100 художественных и дизайнерских разработок, в числе которых более 20 альбомов по искусству, многотомная «Энциклопедия Ямала»; большое число плакатов, буклетов и иных графических работ. ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ 1973 — III молодежная художественная выставка (Тюмень). 1991 — выставки в городах Леере, Целле, Папенбурге (Германия). 1996 — выставка «Liebe zur kunst-II» (Раудерфен, Леер, ФРГ). 2000 — Международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела-5» (Москва, в дальнейшем - участник всех биеннале). 2006 — Шестая международная триеннале экологического плаката и графики «4-Й блок» (Харьков, Украина; участник всех последующих биеннале). 1994 — выставка «Новое искусство Тюмени» (Тюмень). 1996 — всероссийский конкурс «Искусство книги» (Москва). 1997 — выставка «В поисках дизайна - I» (Тюмень). 1998 — выставка-конкурс «В поисках дизайна -II» (Тюмень). 2000 — выставка работ студентов и преподавателей «Завтрашний день европейского искусства», Дом кино (Екатеринбург); Курган, Музей изобразительных искусств; Ишим, краеведческий музей. 2000 — IX Международный смотр-конкурс дипломных работ (Нижний Новгород). 2000 — выставка «Non fiction», Дом кино (Екатеринбург); 2001 — Тюменский музей изобразительных искусств. 2001 — выставка «Тюменская школа искусства и дизайна» (Тюмень); 2002 ? Ханты-Мансийск, Ишим, Тобольск. 2002 — выставка «Учителя и ученики» (Тюмень). 2003 — выставка трех графиков «Географический треугольник графического дизайна», Музей искусств (Тюмень. 2007 — выставка «Шедевры нового искусства и дизайна Тюмени»; IX Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусств «Новый дизайн» (Тюмень). 2009 — персональная выставка «50/50», Музей искусств (Тюмень). |
|
Тюменское отделение Союза дизайнеров России 625048, Тюмень, ул. Карская 38, оф. 225 |
Тел.: +7 905-823-34-23 E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru |