|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИАДВИ: архитектура и дизайн студентов и мастеров
В этой подборке мы показываем работы студентов разных архитектурно-дизайнерских специальностей, а также выпускников Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств ТГАКИСТ – профессиональных дизайнеров и архитекторов и проектные работы преподавателей института. Первой школой был Тюменский колледж искусств, отделение дизайна которого возникло в 1974 г. В 2001 г. на его базе возник Институт дизайна (филиал УралГАХА). В 2009 – 2010 годах обе школы вошли в состав нынешнего Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств. Вместе они составляют то, что мы склонны называть «тюменской школой искусств и дизайна», с недавнего времени – и «архитектуры», поскольку педагоги, создавшие 20 лет назад в Тюмени архитектурное образование, влились в новый институт. В фондах института 6 тыс. работ, более 300 – находятся в Тюменском музее изобразительных искусств; цифровой архив начитывает почти 2 млн. работ. Поэтому выборка работ не может не быть субъективной. Правила отбора следующие: показать эволюцию студентов и их превращение в мастеров, по мере возможности – выделить самобытные учебные работы и актуальные работы выпускников. Здание стало тесным для школы, студенты-магистры ищут варианты расширения площадей, по возможности на чудесном пятачке, на котором институт находится благодаря великодушию Правительства области. О тюменской школе внешние критики говорят как о школе «художественной», работы которой отмечены пластическим своеобразием, экспрессией форм и цвета и отсылками к мировой классике. Они содержат в себе «синергию», так как делаются на стыке живописи, графики, истории искусств, современной и классической культур. В этом есть логика – диффузия жанров, видов искусств и времен – пунктик школы, элемент всеядности, позволивший критику Хайке Йорну (ФРГ) говорить, что в этом есть прообраз завтрашнего дня европейских искусств. Отсюда – противоположные векторы преподавания: отвлечение от реальности и ориентация на нее; изучение и копирование работ мастеров мировой культуры и поиск самобытных решений, диктуемых сущностью вещей. Но не будем забывать: европейскому дизайну – более 150 лет, российскому нет еще ста, тюменский – на пороге сорокалетия. Еще более яркая пропорция – в искусствах… Занятия на всех специальностях института начинаются, как и положено, с пропедевтики – вводных заданий, развивающих мышление, чувство материала и профессиональные навыки. Шрифт стал важным предметом обучения. Он – системная часть современной проектной культуры. Шрифтовой вкус существенно влияет на коммуникации, пространственную среду, графику и вообще пластическую культуру. Соседство разных специальностей в одном институте позволяет не просто быть в курсе проблем смежных дисциплин, но и изучать их факультативно – так, дизайнеры костюма по собственной инициативе изучают шрифты и шрифтовые техники. Ниже показаны учебные и профессиональные шрифтовые работы разных лет. Изучение свойств материалов, проектных и функциональных особенностей, возможностей цвета, выразительных возможностей пластики – главное содержание занятий по проектированию и композиции на 1 – 3 курсах. Одни и те же задания могут возникать на разных курсах – только задачи усложняются, становятся прикладными. В институте не без умысла стремятся стереть границы между студентами и преподавателями. С первого курса самые активные из студентов привлекаются к профессиональным акциям, участвуют в корпоративных выставках, в которых ценится «жизненность» работ, а не их соответствие канонам школы, профессии, традиции или – что еще хуже – «модным трендам». Интересоваться всем – и быть сосбой – самое трудное. Почти недостижимое. Тюмень не является городом со сложившейся пластической и художественной традицией. Современная культура здесь начала формироваться во второй половине ХХ века, и то как тыл нефтегазовой жизни. Правда, нефть и газ – сырье, подпитывающее наше Отечество были в тысяче километров, почти на расстоянии Москвы. Поэтому копирование работ классиков рисунка, живописи, архитектуры и дизайна стало повторяющимся правилом. Отдаленность от эпицентров моды, образования, мировой культуры содержит в себе и плюс: «дефект превращается в эффект», что иногда дает свободу. В тюменской школе складываются новые традиции. Появились новые программы – «мультимедиа и анимация», «архитектурное проектирование», «дизайн костюма». Если прежде с выпуском специалистов с дипломом о среднем профессиональном образовании участие школы в жизни города и области заканчивалось и выпускники отплывали учиться в города, в которых были высшие школы, то теперь эта практика прекратилась. Большинство остается здесь, в области. Школа пытается быть ближе к жизни региона, к повседневности. Но важной остается проблема внутреннего развития, проблема поиска собственной локальной идентичности. Это – задача не на один год, и возможно, не для одного поколения студентов и педагогов. Часть работ студентов, архитекторов и дизайнеров содержатся во вкладках МАСТЕРА, а также в хронике НОВОСТЕЙ сайта. Всего сайт содержит ресурс ок. 20 000 работ и фотографий. Г.В. Вершинин. |
|
Тюменское отделение Союза дизайнеров России 625048, Тюмень, ул. Карская 38, оф. 225 |
Тел.: +7 905-823-34-23 E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru |