новости   информация   мастера   образование   статьи      издания 
 
 
 
Мнения



официальные сайты сообществ и организаций:
Youtube-канал art-design
Rutube-канал art-design
www.wdo.org
www.ico-d.org
www.sdrussia.ru

информативные дизайнерские сайты:
www.designforum.fi
www.designmuseum.fi
www.kunstindustrimuseet.dk
www.svenskform.se
www.design-center.co.jp
www.designmuseum.org
www.cooperhewitt.org
www.design-center.de
www.kak.ru
www.goldenbee.org
www.vitra.com
www.4block.org
www.yankodesign.com
www.gullsten-inkinen.com
www.wolffolins.com
www.projector-magazine.ru
www.design-history.ru
www.f2f-mag.ru

образование:
www.aabookshop.org
www.aalto.fi
www.arts.ac.uk
www.abk-stuttgart.de
www.usaaa.ru
www.school.imadesign.ru
www.stroganovka.ru
www.rca.ac.uk
27thpolygon.blogspot.ru
www.britishdesign.ru

конкурсы:
www.daafest.ru
www.red-dot.com.sg
www.red-dot.org
www.idva.info

сайты о дизайне и архитектуре:
commons.wikimedia.org
www.a3d.ru
www.designet.ru
www.omami.ru
www.novate.ru
www.rudesign.ru
www.manworksdesign.com
www.archi.ru
www.kibardin.com
www.teambywellis.com
www.bang-olufsen.com
www.ikea.com

забавно:
www.conclave.ru

фототехника:
www.focused.ru
www.fotogu.ru

ландшафтный дизайн:
www.rfc-online.ru
www.landshaft.ru
www.lade.ru
www.ldci.ru
www.anthonypaullandscapedesign.com

сайты об искусстве:
www.artru.info
www.ncca.ru
www.designmuseum.org
www.louvre.fr

шрифты:
www.paratype.ru
www.calligraphy-expo.co
www.calligraphy-museum.com
новости
 
 
ЛОНДОНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ДИЗАЙНА - 2013

В последние годы Лондон стал самым посещаемым городом мира, обогнав Париж (45 и 30 миллионов туристов в год соответственно). В одних местах мечтают: как бы заманить побольше туристов, в Лондоне делают. 11-й Лондонский фестиваль дизайна – крупнейшая в мире акция, на которую ежегодно съезжается образованная публика, студенты, архитекторы и дизайнеры. Визовый режим облегчен в последнее время. Деньги божеские. В путь!

Длинный травелатор в 4-м терминале Хитроу обрушивает на прилетевших настойчивую радость – всех фотосословий.







В последнее время у фестиваля появился постоянный знак – белый текст на красном фоне. Внутри фестиваля – несколько «главных» выставок – «100% design», «Tent London + SuperBrands London», «Designjunction», «DesignBlock». Многие состояли из нескольких самостоятельных экспозиций – например, в «Блоке» была «Ung Svensk Form» и живые юные шведские дизайнеры. Всего в фестивале 2013 было ок. 300 акций. Например, акция «Open London 2013» предполагала, что ок. 600 зданий Лондона откроют двери для любопытствующих людей. На наших фотографиях представлены фрагменты интерьеров Геологического общества.







На «100% design» представлен преимущественно дизайн серийных продуктов. Трендом этого года повсеместно был 3D-принтинг и новые технологии, прошли мастер-классы мэтров.





На остальных выставках была смесь промышленного дизайна, ханд-мейда и художеств. Что не случайно, поскольку вторым главным соорганизатором фестиваля является – кроме мэрии Лондона – Художественный совет Британии.















На всех выставках заметна активность не только больших фирм и новичков, пытающихся заявить о себе, но, как показалось, Китая и Кореи, представивших большие национальные экспозиции и приславших немалые делегации веселой дизайнерской молодежи. Экспозиция России была скромной, сугубо коммерческой и невыразительной, что вполне соответствует отношению к дизайну в нашем Отечестве. Зачем нам эта буржуазная блажь? Кому надо – и так заказывают разработки в Лондоне у WolffOlins и других – Сбербанк, РЖД, Билайн, МТС и так далее..





Живой дизайн и живая архитектура Лондона не менее интересна, чтобы не сказать – более интересны, чем крупные, но фрагментарные выставочные смотры.

Основные музеи Лондона огромны, бесплатны и очень интересны.

Музей истории природы – один из нескольких гигантских музеев, расположенных на Эксибишен Роуд. Фонды – ок. 40 млн. экспонатов. Интернет смело врет, что и 70 млн. наберется. Недавно к огромному комплексу музея пристроен суперсовременный Дарвиновский центр. Магазин музея – один из крупнейших и интереснейших.











На той же улице в Южном Кенсингтоне находится еще один супермузей – праздник дизайнеров, архитекторов, прикладников и декораторов – музей Виктории и Альберта, 6.5 млн. экспонатов от античности до современности. Всего что-то ок. 146 галерей и 5 филиалов. Но и в основном здании за день ничего не рассмотреть: прикладное искусство за 2 тысячелетия – фарфор, стекло, керамика; мода; дизайн; макеты интерьеров прошлого, ковка; история архитектуры; современные выставки; мастерские. Особенность музея – проблемный показ вещей, часто вне хронологического принципа. Например, в разделе мебели старая и очень качественная мебель соседствует с новой, а тачскрины позволяют мгновенно выбрать подробности о вещах, их истории, материалах и скрытых особенностях. Здорово! И совершенно бесплатно. Правда, музеи ищут средства – в дополнительных услугах, спонсорстве, продаже своих изданий и бесчисленных сувениров. В залах – толпы школьников, рисующих, пишущих, скучающих и работающих. Есть экспозиции со шрифтом Брайля. Лифты, туалеты, релакс-зоны и дворики, общепит – есть в каждом музее, благо они постоянно расширяются и развиваются.























Музей дизайна является частным, за вход нужно платить – от 11 до 7 фунтов. Но стоит это сделать – новейшие технологии, «будущее сегодня», вчерашнее настоящее – представлены на постоянно меняющихся и хорошо сделанных экспозициях, в которых есть интерактив и познавательные игрушки. А можно просто ограничиться качественными сувенирами или кафе.











В Лондонской национальной галерее – нескончаемо огромной, как и Британский музей, Музей истории природы и другие – выставлены 4 500 картин, икон, скульптур. Маленькое собрание в 160 работ разрослось теперь до огромного музея. Синхронно росту велось строительство новых зданий. Есть Рафаэль и Веласкес, много проторенессанса и маньеризма, слабенький Вермер и голландцы, хороший Коро и плохонькие импрессионисты и постимпрессионисты. И так далее. Площадь перед музеем полна клоунов и искателей славы. В этом году выставлен объект – синий петух. Особенность Лондона – кочующие по городу скульптуры и инсталляции. Петух уедет и пристроится как-то где-то.





Музей науки скромнее по площади, чем гиганты. Он на той же Эксибейшн-Выставочной улице, что и V&A и Nature. Всего 300 тыс. экспонатов – но каких: радость школьников. В специальных залах можно полетать на самолете, подергать рычаги и создать волны, попялиться на спускаемый модуль космического корабля – представлена почти вся наука – науки, техника, изобретения – многое можно испытать в игровых залах. Можно увидеть, как устроен человек или какие части тела можно заменить и заменяются сегодня пластиком. Экспозиции очень разные – от традиционного показа технического хлама, до интерактивных и игровых. Дизайн местами бы не помешал. Местами он великолепен. Шоп и ресторан «энергетичной» еды – одни из интереснейших.





















Возможно, лучшей выставкой сезона является выставка Ричарда Роджерса, работами которого – Бобуром и Миллениумом, зданием Ллойда и аэропортом Мадрида можно воспользоваться живьем. Выставка великолепно сделана – трудно уходить. Интересны методы Роджерса – например, при проектировании Лондона собираются пожелания сограждан (они выставлены в одном из залов) и проекты детей-студийцев. Выставлены разные стадии работы, чертежи и макеты. Сквозная тема – Inside Out, что можно перевести и как «наизнанку» и как «вдоль и поперек». Большое число деклараций и принципиальных заявлений склоняют в пользу первого варианта. Роджерс – сторонник открытой прозрачной цветной архитектуры, архитектуры «воздуха» и высокоэстетичной инженерии. (Его сокурсник и коллега Ренцо Пиано также творит в Лондоне в последние годы – город по опыту Берлина открыл двери для мастеров разных стран) Выставка просто красива, полна хорошего народа (охрана активно препятствует фотографированию, но не всегда успешно). Особенно хорош интерактивный макет Лондона, в котором меняются свет, цвет и состояние. Я такой познавательной красоты не видел! (студентам ИАДВИ это видео доступно)















Интересно посмотреть выставку продажных работ студентов RCA (Королевского колледжа искусств) – самой известной школы искусств и дизайна. Деньги студенты собирают в пользу онкологических больных. Цены достойные – от 31 000 до 105 тыс. руб.!

Лучшие магистерские работы «по инжинирингу» показывает актуальность социальных проблем, прорабатываемых магистрами (есть диплом – действующий макет и видеоинсталляция Игоря Сафронова). На одной из фотографий Виктор Александрович Брагин (УралГАХА) беседует с магистром, разработавшим приспособления для обезвреживания противопехотных мин.













В каждом из фестивалей дизайна один из «великих» архитекторов строит временный павильон. Так называемую Серпентайн гэллери в Гайд-парке. Нынешний возведен Су Фуджимото. В рядом расположенном обильном книжном (особняк 18 века) среди прочей – много литературы об архитекторе.

Публика всеми местами тела опробует павильон на выживаемость. Можно находиться как в нем, так и на нем. Простенькая структура имеет разный микроклимат – от теплого до прохладного, хотя используются естественные свойства металла и стекла. 20 октября павильон разберут.











Лондон чрезвычайно фотогеничен и нафарширован остроумным и качественным дизайном, архитектурой; блестящей визуальной информацией. Надеюсь, немыслимые 45 миллионов туристов не жалеют о путешествии.





Благородный подвижник дизайна Виктор Александрович Брагин позволил нашей группе неофитов мгновенно разобраться в правилах жизни города и поиске ярких объектов. Одним из них стал новый Сити – Canary Wharf, на востоке от старого Сити. Стеклянно-небоскребный город в городе, выстраиваемый Фостером и другими «великими» с резервациями для курящих, с дорожками для велосипедистов и пристанью, с местами для послерабочих попоек чиновников, оздоровительными дорожками для озабоченных продлением качественного существования. Как всегда – Сити нафарширован объектами-инсталляциями, магазинами, станциями метро («сам Фостер»!). Оказывается, входы в подземные пространства, типичные для Лондона, могут быть самоценными стеклянно-архитектурными шедеврами! Как и лужайки, клумбы и прочие прелести средового дизайна.

















Лондон представляется огромной стройкой. Культура строительства чрезвычайно высока. Кажется, трудятся преимущественно коренные жители. Да и было бы странно – ведь большинство возводимых домиков – высокотехнологичные и инженерно сложные объекты: металлические каркасы, стеклянные большепролетные стены разного тона, цветные керамические поверхности и т.п. предполагают высокую квалификацию.





Заветное место города – домик между Пиккадили и Гайд-парком, вернее комплекс домиков, населенных нашими соплеменниками с мошной. Тонны стекла, дорогие магазины, зеленые дворики, скульптуры, бассейники, подземные парковки с лифтами для машин. Символистична скульптура, обращенная к Гайд-парку: он и она с пустотой в точке, в которой иногда бывают мозги.







На каждом участке города есть свои диковинки – вроде ночной подсветки или маленького стеклянного кафе с лифтом и лестницей вниз; или фостеровский мост от Шекспировского центра и Тейт-модерн к Св. Павлу, или крутой галереей Миллениума, садики и вертикальные сады и так до бесконечности.











Отдельная тема – метро (или «метры») Лондона – подземка, легкое и «надземка». Старые поезда восхищают крохотулечностью – но не будем забывать, что маленькие ветки построены в 1863 году. Сегодня спуститься в старых станциях под землю можно лишь на лифте или пешком (от 140 до 170 ступеней). Ок. 400 станций. Подъехать можно к любому более-менее известному и популярному объекту города. Самый короткий перегон – 260 метров. Благодаря блестящей системе визуальных коммуникаций – указателям, светодиодным индикаторам, схемам – которых бесконечное число и все они блестящего качества – заблудиться при некоторых навыках нельзя. Хотя Черчиллю это все-таки удалось. Новые станции, новые вагоны – блеск и остроумие, продуманность каждой детали – от подставок под попы атлантов при входе в вагоны и площадок для багажа до тактильного покрытия пола. Лондон, видимо, также самый читающий город мира. Разумеется, после Москвы. Ре также пытается перехватить у Москвы и Тюмени славу «лучшего города Земли». Но куда ему! Да и лозунгов «про лучшесть» не видно. Так что какие города – лучшие на нашей планете, не будем оспаривать.















Плакаты и витрины Лондона также наверняка уступят плакатам и витринам Тюмени и Москвы. На наш взгляд, почти все лондонские – безупречны, живы, остроумны и ненавязчивы по преимуществу. Интеллигентны. Качество шрифта, графики, цвета – безупречно. Лучшие витрины еще и содержат политико-социальные концепции, какие-то основываются на новейших технологиях. На Олд Бонд Стрит найдена даже витрина магазина нашего соотечественника – Максима Вознесенского. Но и внутри магазина, в витрине, и снаружи торчали головы охранников, так что даже подойти без риска для жизни не получилось.



















Зеленые клочки города, дворовые сады, парки – отдельная и самостоятельная тема. Великолепная дендрология, прекрасные композиции и палитры – бесконечное восхищение!

















Автобусы и велосипеды, транспорт Лондона – интересны и вроде хорошо работают. По свидетельству живущих в Лондоне коллег повседневные для Лондона доброжелательность и предупредительность манер сдаются на хранение в часы пик. Мы этого не заметили.





Несколько кадров – о школьной форме. Тема эта не в лучшем мире городе закрыта. Правда, с опозданием мы узнали, что фотографировать детей в Лондоне без письменного разрешения родителей не приветствуется. Сожалеем, что не знали этого правила.







Совершенно случайно – благодаря профессиональному любопытству – довелось проникнуть в Империал-колледж. Оказывается, это один из 3 – 6 вузов мира, по рейтингу. Колледж был отпущен на свободу от Лондонского университета в 2007 году. Это огромный по составу и площадям университет (пусть не пугает слово «колледж»: Империал-колледж состоит из 5-6 институтов, школ и исследовательских центров, да еще имеет медицинский центр в Абу-Даби, среди педагогов есть «нобелеаты»). По численности студентов он меньше большинства российских – всего-то 13,5 тысяч. Преподаватель колледжа Александр Флеминг когда-то осчастливил человечество пенициллином. Благодаря выдающимся результатам колледжу перепало, что реконструкцию и строительство новых корпусов вел опять же Норманн Фостер и партнеры. Помимо фотографий, сделанных нами не без помощи добрых студентов с карточками колледжан, фотография комнаты общежития взята в инете.































Следующие фотографии сделаны на канатной дороге, созданной Fly Emirates в районе Миллениума и в экспозиции Кристалла, посвященной неэкологическому настоящему и экологическому будущему.

















Всего в архиве ИАДВИ теперь 9000 слайдов и видеороликов о чудесном центре мировой архитектуры и дизайна – Лондоне. Известно, что мировой дизайн начинался здесь в 1860-е годы. За 150 лет, как и лондонское метро, он весьма развился. Здесь же действует известная архитектурная школа – АА (Архитектурная Ассоциация), часто называемая лучшей в мире. По крайней мере 3 из десятка известнейших архитекторов мира живут здесь (Фостер, правда, в последние годы предпочитает Швейцарию). Здесь – пятерка из десяти дизайнеров. Но Лондон не просто город «хороших школ» - он средоточие школ с передовыми и лучшими идеями.

Все из наших коллег, навещавших город в разные годы и во время LFD 2013, собрали в своих архивах фототени самых различных шедевров архитектуры, дизайна, коммуникаций, плаката, выставок, витрин, интерьеров...

Сколько же их всего в этом городе, как уже цитировалось, не «самом лучшем городе» мира?

Г.В. Вершинин

art-design
Иллюстрированная хрестоматия по дизайну.

art-design
Н.В. Воронов.
Дизайн: русская версия.


art-design

Буклет: Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусства


art-design

Дизайн. Документы-2.


art-design

Дизайн. Документы-3.


art-design

Дизайн. Документы-4.


art-design

Елена Улькина.
Графика, инкрустации по драпу.


art-design
Новое искусство Тюмени.


art-design
Новый_Новый Гардубей: Ищите женщину.


© Дизайн: Антон Аникин
© Программирование: Максим Деулин
Тюменское отделение
Союза дизайнеров России

625048, Тюмень,
ул. Карская 38, оф. 225
Тел.: +7 905-823-34-23
E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru