|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизайн в контексте двухуровневой системы образования: российский и европейский опыт
С 1 сентября 2011 года, согласно Болонской декларации, российские высшие учебные заведения приступили к обучению по двухуровневой системе. На смену привычным «специалистам» пришли «бакалавры» и «магистры». Педагоги встретили это новшество в штыки. В тех направлениях подготовки, в которых нашлись влиятельные лоббисты, сохранилась проверенная система образования — «специалитет». Изначально предполагалось, что переход на Болонскую систему даст возможность российским выпускникам конкурировать на мировом рынке труда. Насколько же российская система образования готова к реализации поставленных перед ней задач – направленности образования на всестороннее развитие личности обучаемого, подготовку к непрерывному образованию, обучению методам самообразования, разработке образовательных стратегий и т. д.? Здесь следует отметить, что прежде российское образование было многоуровневое: помимо школ, дававших единое образование всем гражданам, существовали заведения: Как правило, университеты давали навыки самообразования и саморазвития, тогда как институты ориентировали на овладение профессиональными навыками в узкой сфере. Возможно, задачи всестороннего развития личности, обучения методам самообразования находят решение в технических вузах, но в творческих вузах возникает масса проблем в связи с переходом на двухуровневую систему образования. В силу того, что я получила дизайн-образование как в России, так и в Великобритании и преподаю в российском вузе, попытаюсь сравнить и оценить возможности и перспективы двухуровневой системы дизайн-образования. В вузах Великобритании весь процесс обучения бакалавров в блоке профессиональных дисциплин интерактивный, живой, очень насыщенный. У меня сложилось впечатление, что задания из года в год не повторяются, а обновляются в зависимости от экономических, политических, культурных и других факторов. Для того чтобы благополучно перейти на следующий курс, ты должен осилить огромный поток проектов, который буквально ежедневно на тебя обрушивается – это может быть проект на один час: «Разработка шрифтовой гарнитуры на основе полученной формы (объекта)», «Обои для космического корабля», «Камуфляж для городских животных» и т. д. Может быть визуальное мини-исследование – предложения о том, как при помощи дизайнерских средств разрешить ту или иную ситуацию (политическую, экономическую). Проект может быть длительным (на год), связанным с инициированной студентом темой исследования, например: «Влияние цвета на городскую среду». Некоторые проекты непривычны для российских студентов и педагогов: Многие из проектов, в силу различной ментальности шокировали, но потом представляли собой увлекательный, познавательный процесс. С первого курса педагоги ориентируют студентов на ежедневное ведение рабочих книг (work books), в которых отражен, не только процесс работы над текущими проектами, но и размышления, интересы – это своеобразные дневники дизайнеров. Как ни странно, при поступлении на следующую образовательную ступень или приеме на работу вас могут попросить показать именно рабочие книги. Возможно, в какой-то степени это аналог наших пояснительных записок, но в более свободной и творческой форме. В принципе, рабочая книга для британского студента – это «банк идей»! Кроме того, в течение учебного года студентам предлагается участие в многочисленных проектах, интегрированных в другие специальности, в конкурсах и выставках. Например, могут быть совместные проекты со студентами, обучающимися на другом профиле: на дизайне костюма или индустриальном дизайне, что дает возможность получить представление о смежной специализации. Студенты находятся в процессе работы над несколькими проектами, таким образом, их адаптируют к дальнейшей профессиональной деятельности. Педагоги должны постоянно находиться в курсе событий, погружая студентов в современный поток информации. Первостепенной задачей является научить мыслить студентов, любимая фраза моих педагогов была: «и мартышку можно научить нажимать кнопки» — что означало: первостепенны идеи, а под свою идею можно найти и способ воплощения. Компьютерные программы, способы печати, различное оборудование мы осваивали в контексте какого-либо проекта, в котором были заданы определенные технические требования. В британской системе образования существует один блок профессиональных дисциплин, собственно, один предмет, например — индустриальный дизайн, графический дизайн, в отличие от российских вузов, где основной предмет — дизайн-проектирование должен конкурировать с академическим рисунком, академической живописью и т. д. И результат не заставляет себя ждать: российский студент-бакалавр направления «дизайн» порой не способен сделать дипломный проект, хотя может написать обнаженную модель или портрет. Двухуровневая система – это более гибкая модель, и российской системе образования не так уж просто на нее перестроиться в силу некоторых стереотипов. Сегодня преподаватель в России вынужден менять содержание своих лекций, занятий, изменять учебно-методические комплексы, ежегодно разрабатывать новые рабочие программы, хотя раньше пользовался одними и теми же методическими наработками из года в год. Для того чтобы заинтересовать студентов, преподаватель сам, прежде всего, должен быть в курсе современных тенденций, событий, благо интернет в свободном доступе. Западная система образования заставляет постоянно самообразовываться, экспериментировать, не бояться ошибок, подстраиваться под изменчивый мир, иначе утратишь конкурентоспособность. В российской системе дизайн-образования преобладает не развивающий, а обучающий ремесленный подход — студенты имеют хорошие технические навыки – работают во многих компьютерных программах, могут написать классический натюрморт, но то, что касается поиска идей – с этим возникают проблемы, поскольку преобладает аналоговое мышление. Если студент не насмотрелся картинок «по заданию», то в принципе не в состоянии творить, чего нельзя сказать о студентах вузов Великобритании – у них, так же как и в творчестве Карима Рашида, существует принцип – «жить и создавать сегодня и для сегодняшнего дня». Проектировать то, что было актуально вчера, уже не интересно, а завтра еще не определено. Для поступления на следующую образовательную ступень (магистратуру) британский студент проходит собеседование по портфолио и пишет эссе на тему будущего магистерского исследования. Магистратура – уже более серьезное и узко специализированное направление в образовательной системе, связанное с научной деятельностью. К данному уровню образования творческие российские вузы в большинстве своем совсем не готовы, что связано не только с недостаточно квалифицированным профессорско-педагогическим составом, а еще и с тем, что на данном этапе вузы продолжают готовить фактически «специалистов», хотя к степени магистров предъявляются более высокие требования. Одним из основополагающих принципов является самомотивация студента в процессе самообразования. Немногие студенты готовы к саморазвитию без мотиваторов со стороны. Педагоги в магистратуре только корректируют и направляют студентов, поскольку магистратура – это сознательный выбор индивидуума. Пока создается впечатление, что российские студенты идут в магистратуры безыдейно, им кажется, что со степенью бакалавра студент будет выглядеть недоучкой в глазах родителей и окружающих. Так некоторое время назад относились и к выпускникам училищ. Видимо, должно пройти какое-то время, чтобы появились положительные результаты, чтобы общество привыкло к тому, что бакалавр в дизайне – это готовый профессионал в своей сфере. А магистр – это квалифицированный дизайнер и теоретик профессии. Об авторе: Наталья Владимировна Крамская училась на отделении дизайна Тюменского колледжа искусств, на отделении графического дизайна Эдинбургского колледжа искусств, магистр графического дизайна колледжа Сен-Мартин Лондонского университета искусств. Кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой средового и графического дизайна Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств ТГАКИСТ, председатель Тюменского регионального отделения Союза дизайнеров России. Текст проиллюстрирован работами Н.В. Крамской и работами студентов и магистров Королевского колледжа искусств. Н. В. Крамская
|