|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НОВЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ: НОВЫЕ И СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Недавно мы сообщали о защитах дипломных проектов выпускниками-специалистами ОГИС (Омский государственный институт сервиса, art-design.tyumen.ru). И вот еще в двух школах – УралГАХА (Уральская государственная архитектурно-художественная академия, Екатеринбург) и ИАДВИ (Институт архитектуры, дизайна и визуальных искусств ТГАКИСТ, Тюмень) прошел выпуск дизайнеров и архитекторов-магистров (в ИАДВИ). Вопреки действиям Минобрнауки по уничтожению российского образования, вопреки госстандартам вузы пока существуют и даже готовят специалистов – архитекторов и дизайнеров, лучшие из которых востребованы и на родине, и в мире. Две школы – тюменская и уральская довольно близки, тюменская еще недавно была частично филиалом УралГАХА, хотя они и не идентичны. Начнем с финала – в этом году диплом магистра УралГАХА получил тюменский выпускник-специалист Константин Крюков. Его тюменский диплом концепт-проект «Трансформируемая мебель для интерьера» (2010) получил все мыслимые национальные и международные награды. В УралГАХА К. Крюков целенаправленно совершенствовался в студии продакт-дизайна В.А. Брагина, проектируя «транспортные средства» от перспективного автомобиля для ВАЗа до модульного «трансформобиля», приспосабливаемого к различным городским условиям. Надеемся, удачная конкурсная судьба будет и у работы с на редкость длинным названием «Трехмерное и объемное проектирование в промышленном дизайне. Индивидуальное транспортное средство будущего», по крайней мере, Гран-при и золотая медаль УралГАХА уже есть (В.А. Брагин обещал подготовить материал о прошедшем в Екатеринбурге Иннопроме-2014). Профессор кафедры индустриального дизайна Г.М. Бренькова отметила в разговоре, что выпускники братской тюменской школы демонстрируют хорошую художественную подготовку. Не будем отрицать, ниже – рисунок К. Крюкова, выполненный в классе рисунка Е.Н. Улькиной. Тюмень, 6 курс. Особенность – этот рисунок «Старое и новое» выполнялся 18 дней в карандаше. Особенность работ-2014 – их социальная направленность. Так, Татьяна Жукова (программа среднего профессионального образования, ИАДВИ, Тюмень) разработала карманный мини-справочник, облегчающий общение глухих и слышащих людей. Часть социальной графики связана с культурой речи, темой, которую любят студенты-дизайнеры и ежегодно за нее берутся, как например, Екатерина Дерябина (бакалавр, ИАДВИ). В её проекте – три версии «ненасильственной» игры на тему культуры речи. Давно не редкость студент-автомобилист. Культура вождения – актуальная тема для дорог. Константин Мятников в течение года искал решение, разрабатывая проблематику плакатов, слоган; опробовав разную стилистику: пиктограммы, 3D виртуализацию в духе фэнтези. Анастасия Матвеева – бакалавр ИАДВИ, исследовавшая проблему остановок общественного транспорта. Эта тема – одна из наиболее актуальных, и мировой опыт чрезвычайно разнообразен. Автобусные и трамвайные остановки превращаются в культовые объекты, которыми теперь занимаются самые яркие архитекторы и дизайнеры-экспериментаторы. Остановки решаются и как «живые» экологичные объекты, и как арт-формы, системные или авторские. Естественно, каждый город вправе найти свои ключи для проектирования важных элементов города. В нашей стране, в наших школах только начинает накапливаться методика проектирования остановок транспорта. По странной логике в лихорадочных и бестолковых реформах образованиях появились «академический бакалавриат» и «прикладной бакалавриат». Диво дивное! Бакалавриат «по определению» – прикладное образование, тогда как магистратура – академическое. В финском Университете Аалто (Хельсинки) бакалавры в начале своей подготовке получают рабочие профессии и необходимые допуски: не станет художником – будет квалифицированным рабочим. Да и как можно проектировать, не зная материала и технологий работы с ним? (Подробнее об Университете Аалто – в материале «Университет Аалто – мировая школа дизайна», art-design.tyumen.ru) В Финляндии образование, как известно, бесплатное – от школы до вуза. В нашей новой ретроситуации (в СССР до пятидесятых годов были элементы платности), идущей вопреки мировым трендам, студентам приходится работать. Это объясняется не только желанием облегчить бремя родителей, но и получить практику. В Великобритании 3 курс в бакалавриате – практический, студент должен найти работу по плечу, после чего он возвращается для завершения образования и на 4 курсе осмысленно готовится к определенной профессиональной специализации. Российские студенты работают без отрыва от учебы или, чаще, учатся без отрыва от работы, что не всем удается. Преподаватели нередко слышат: - Извините, но мне нужно бежать на работу, я опаздываю… Проект Александра Холманских (бакалавриат ИАДВИ, Тюмень) – соединяет опыт практики и современные тенденции. А. Холманских первый диплом получил по программе среднего профессионального образования (СПО), а бакалавриат закончил по сокращенной трехлетней программе. Прежде вузы могли выпускников СПО обучать в сокращенные сроки. Успешно освоившие программу СПО, могли в два года стать специалистами, что принципиально важно для искусств. Такой успешный опыт был. Но наверху что-то не заладилось: отменили сокращенные программы, потом в опале оказался и специалитет – догоняем и обгоняем «цивилизованный мир». Неумелое обезьянничанье сказывается на людях. Программы среднего профессионального образования идентичны бакалаврским, можно пожалеть людей, принужденных мариноваться лишних 5 лет вместо двух, теряя интерес к профессии, вместо того, чтобы, получив за год-два диплом бакалавра (по способностям) ринуться в магистратуру. Но общее правило в бюрократии важнее реальности. В итоге бедные «сокращенники» большую часть свободного от формальной учебы времени работают в професси. Тем не менее, у некоторых студентов результат налицо. К сожалению, после семи лет изучения основ прикладного дизайна (это и есть бакалавриат), не считая пяти лет в художественной школе, в магистратуру уже никто не поступает. Тюменская и уральская школы первыми в России – с 1995 г. – работают по системе «бакалавриат+магистратура». Независимо от госстандартов (которых в мире нет, есть квалификационные требования) – сообразно требованиям мирового дизайна обе уделяют большое внимание исследованиям в дизайне, изучением передовых тенденций, обоснованиям проектных решений, методике и технологиям, предполагаемым в проекте. Перегруз образовательных программ в последние годы не всегда оправданным числом дисциплин приводит лишь к тому, что студенты стремятся «сдать» экзамены и зачеты по дисциплинам, от которых остается смутная память. Если в 80-е годы в учебных планах было до 20 предметов, то теперь только в одну сессию «сдается» такое число дисциплин. Неудивительно, что у выпускников вырабатывается прекрасная способность сбагривать экзамены, но слабовато развиты творческое воображение и склонность к инновациям. Ошибочно полагать, что вузы должны готовить специалистов, в любой момент готовых «встать к станку». Финны нашли выход в направлении производства, но маленькая Финляндия и тратит на образование столько же, сколько Россия. «Производственная» иллюзия без организационных и финансовых мер однажды разрушила российское образование – в 1930-м году, когда вместо мирового вуза ВХУТЕМАСа появились 5 технологических институтов, но без особых инноваций и искусства. Специфика современного образования – в героическом преодолении внешних факторов и попытка двигаться собственным путем, и он у всех оказывается разным. Специалистов и бакалавров в дизайне среды и графике тюменская школа готовит с 1997 года, вслед за УралГАХА и до 2010 года с её содействием. В 2014 г. в ИАДВИ (созданном на базе филиала УралГАХА) состоялся первый выпуск бакалавров – дизайнеров костюма. Кафедра дизайна костюма – «почка» знаменитой омской школы дизайна. Преподают её выпускники, кафедра получила необходимое профессиональное оборудование. Предстоит найти собственное лицо, проблематику, формы и стиль. Пока тюменским бакалаврам костюма есть над чем работать. Изменения ждут и ОГИС, и УралГАХА, у которых специалитет в следующем году зачем-то заканчивается. Увы, вузы сами не могут выбирать модель подготовки. Болонская система в России невозможна, просто по размерам страны и по её экономике – ведь в основе её – вузовская мобильность, то есть возможность слушать обменные курсы в различных городах и вузах. А для этого нужны короткие расстояния между городами. В какой-то мере УралГАХА, ОГИС и ИАДВИ ТГАКИСТ реализуют практику обменов студентами и педагогами, между ОГИС и ТГАКИСТ заключен договор; школы встречаются на ежегодных фестивалях. Все меньшее число выпускников-бакалавров стремится на вторую ступень высшего образования – в магистратуру. Учиться трудно, долго, дорого. А зачем, если и так работы непочатый край? Судя по недавним речам, Минобрнауки намеревается ужимать магистратуру. Скорее всего, вузы Москвы и Питера вновь получат шанс из массы провинциальных выпускников отбирать лучших и наиболее подготовленных по части базы – самой трудной части образования. Эти – в основе своей обученные студенты – как и в советские годы будут формально числиться в вузе, заботясь об обустройстве на жительство в одной из двух (трёх) столиц. Хотя специалитет (шестилетнее образование) уходит и ему на смену волевым образом явилась магистратура, ее модель не очевидна, и с чем ее едят – неясно не только вузам, но прежде всего «директивным органам» образования. Велика ли смысловая разница между «специалистом» и «мастером» (магистром)? В неметчине «специалист» – это технические и инженерные профессии. «Мастер» – в искусствах. Российская магистратура обыкновенно копирует аспирантуру, только хуже, а магистерские работы выглядят как бессмысленные ряды таблиц и описаний без проектного выхлопа. Тюменско-уральская школа двигается в проектном профиле, может быть по причине связей с «исходниками» – европейскими школами. УралГАХА несколько лет работала по франчайзингу с английским Хаддерсфилдом, кое-кто из педагогов учился в Европе; педагоги ИАДВИ и УралГАХА постоянно «шпионят» на выставках и дегри-шоу за работой ведущих европейских школ, сотрудничают с Cumulus (мировым объединением вузов искусств и дизайна). Работа магистра опирается на исследование (диссертацию). Она – обязательная часть магистерской работы, но не вся работа. Итогом исследования является понимание тенденций, обоснование проектной модели и идеология. Частный пример – инфографика работы Ксении Седяевой, магистра кафедры индустриального дизайна УралГАХА. Значительное число магистерских работ кафедры индустриального дизайна УралГАХА посвящено решению транспортных проблем, преимущественно за счет разработки новых форм индивидуального либо общественного транспорта. Конечно, не от дизайнеров зависит радикальное решение растущих транспортных проблем. Дизайнеры лишь предлагают те или иные формы, помогающие их решить. На Иннопроме-2014 в Екатеринбурге показан частично действующий макет в натуральную величину нового русского трамвая R1 (RUSSIA ONE), вызвавший огромную дискуссию (подробнее – Илья Варламов, http://zyalt.livejournal.com/1112328.html). Трамвай становится радикальной альтернативой пробкам в Европе, растет интерес к нему и в России. Правда, перелома пока нет. Кафедра индустриального дизайна УралГАХА едва ли не ежегодно разрабатывает симпатичные и разные трамваи, которых хватило бы на многие наши города. В проекте 2014 года Юлия Мусонова предлагает версию гибрида – поезд на пневматике с монорельсом в качестве питающего и управляющего элемента. Фрагменты, которые мы представляем, дают некоторое представление о проекте. Число мест – до 50, часть из них откидные и могут использоваться для людей с ограниченными возможностями. В работе Дарьи Болдыревой проектируются формы и интерфейсы среды будущего. Руководитель проекта – В.А. Брагин предпочитает с магистрами разрабатывать приборы ближайшего настоящего, с учетом новейших технологий и процессов. В работе очевидна виртуальная составляющая, все более актуальная в дизайне. УралГАХА – вуз, у которого есть филиал в Ханты-Мансийске – Ханты-Мансийский институт дизайна и прикладных искусств. Он работает по программам бакалавриата. Его выпускники продолжают образование в Екатеринбурге. Представляем фрагмент одной из работ магистра, получившего бакалаврский диплом в Югре. В тюменской школе магистратура готовит мастеров двух профилей – дизайна среды и графического дизайна. По европейской идеологии, принятой недавно и у нас, в магистратуре может обучаться студент, не имеющий профильного бакалаврского образования. Омский эксперимент дал позитивный результат. Но отечественные педагоги в массе с этим не согласны. Европа исходит не из натаскивания на профессию, а на возможность расширить квалификации и профессиональную «вооруженность» освоением различных смежных профилей. Однозначного вывода, наверное, не может быть. Магистры университета Аалто востребованы: они становятся заместителями генеральных директоров предприятий по стратегическому развитию. Конкурс велик, т.к. успешно поступившие иностранцы также, как и граждане страны, обучаются бесплатно. В проектной цивилизации дизайнерская магистратура должна давать навыки проектных подходов в различных сферах деятельности, в меньшей мере – в области формообразования и стиля. Как считают финны, стиль и форма – это удел бакалавриата. Пока магистры ИАДВИ – бывшие бакалавры своего профиля. Студенты отмечают, что обучение в магистратуре труднее, чем в бакалавриате, хотя часовой объем меньше. Темы выпускных работ – на стыке науки и прикладной практики, как в работе Виктории Литвак, предлагающей не столько проекты интерьеров, сколько методику использования колористики в жилых и общественных пространствах. Мы представили небольшой срез выпускных работ двух школ. Завершим материал премьерой: состоялся первый выпуск магистров на кафедре архитектуры и градостроительства ИАДВИ ТГАКИСТ. УралГАХА работает по программам архитектурной магистратуры с конца 1990-х годов. В Тюмени и области эти магистры – первые. Кирилл Луканцев проектирует культурный центр в Тюмени в исторической части города, с учетом рельефа местности (территория лога, иссякающего город) и традиционных для Сибири (но не сегодня) деревянных конструкций, они все чаще используются в новой архитектуре. В проекте Виталия Диденко разрабатывается модель воздушного порта для дирижаблей. Тюмень – некогда один из центров экспериментального дирижаблестроения. Огромная территория нуждается в дешевых и мощных видах транспорта, каким являются дирижабли. Сегодня разработки дирижаблей не выходят за рамки поисковых и опытных моделей. Есть вероятность их использования для местных линий в сложных территориальных условиях и для перевозки грузов при бездорожье. В прошлые времена тюменский воздушный узел был одним из крупнейших в СССР – поток грузов и пассажиров шел на север области и по всей стране. В небольшой Тюмени было два специализированных авиапорта, автор предлагает еще один. Работа Натальи Демидовой скорее градостроительная, что радостно, так как градостроительная проблематика – наиболее сложная и актуальная для нашей страны. Во всем мире имеют архитекторы имеют преимущественно градостроительную подготовку. Н. Демидова учитывает то, что Тюмень разрезается Транссибом. Это является головной болью для жителей и руководства города и области – не случайно время от времени возникают идеи выноса магистрали за город. Автор предлагает остроумный и тщательно проработанный способ решения этой проблемы с учетом Генерального плана города. Как и в других случаях, публикуется небольшая часть проекта. Мы представили 21 проект 2014 года. Общее их число на порядок больше. Пусть жизнь им благоприятствует, тем более что настоящее становление мастера с получением диплома лишь начинается. Г. Вершинин
|