|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Форум промышленного дизайна
Global Industrial Design - GID 2014 Форум GID 2014 был четвертым по счету и проходил с 10 по 12 июля 2014 года в рамках международной выставки-форума ИННОПРОМ 2014. Приглашенные глобальные дизайнеры и экс-дизайнеры выступили в качестве экспертов прогноз-сессии, которая состоялась 9 июля. На прогноз-сессии выступили Мурат Гунак (Murat Gunak), главный дизайнер MIA Electric и Крис Бэнгл (Chris Bangle), экс-шеф дизайнер компании БМВ. Мурат Гунак возглавлял дизайнерские подразделения в компаниях Peugeot, Mercedes, Daimler Crysler AG, Volkswagen. До конца 2006 года руководил всем дизайном группы Volkswagen. Создал первый Mercedes C-class и SLK. С 2007 года Мурат Гунак работает как независимый дизайнер. Его команда в MIA Electric создала первый автомобиль со 100% электродвигателем, который может быть выпущен в серийное массовое производство. Темой их выступления были «Машины будущего и человеческая природа». Два глобальных автодизайнера обсуждали, каким будет развитие автоиндустрии. Их вывод: никаких летающих спорт-каров или автомобилей-амфибий. Крис Бэнгл задал вопрос: «Зачем они нам, если у нас отличные дороги», и сделал тут же исключение. «Ну, если только для России с её неразвитой дорожной инфраструктурой». Крис предполагает, что будущее будет за робототехникой, которая очень активно проникает в современные автомобили. Роботы и автомобили становятся одним целым, например, позволяют водить машины без участия человека. Мурат Гунак стал оппонентом и заявил, что свято верит в будущее электромобилей. «Стоит отказаться от нефти, использовать силу солнечной энергии или ветра». Такие предложения не кажутся фантастическими. Например, лондонский аэропорт Хитроу сменил 2 автобуса-шаттла на 20 автоматических электромобилей. Одно из главных событий второго дня «ИННОПРОМа» – Международный форум промышленного дизайна GID. Для «разогрева» не очень большого числа публики на сцену вышли широко известные в узких кругах отечественные дизайнеры. К ним на короткое время присоединился Мурат Гунак. Среди участников были также замечены: модератор Василий Бровко от Минпромторга, Алексей Жарич - заместитель генерального директора корпорации «Уралвагонзавод», конечно, Владимир Пирожков из «АстраРосса-дизайн», Сергей Смирнов из «Smirnovdesign» и ведущий дизайнер УОМЗа Сергей Шашмурин. Панельная дискуссия на тему «Промышленный дизайн: столкновение интересов» получилась сумбурной и для меня лично не интересной. Ничего нового эти дизайнеры не смогли сказать. Карим Рашид, Крис Бэнгл и Оскар Пенья (Oscar Pena) – эти имена в мире хорошо известны. Отдельно стоит сказать об Оскаре. Старший арт-директор Philips Design Lighting, креативный директор Philips Design, Philips Consumer Lifestyle. Оскар Пенья работает в компании с 1987 года. Курировал проект «Дом будущего» — дом, буквально напичканный последними техническими достижениями, которые делают жизнь человека комфортнее и экологичнее. Сейчас Оскар Пенья участвует в создании потребительских товаров Philips, в том числе мобильных телефонов, цифровых камер, банкоматов. Делает акцент на человеческое содержание современного дизайна. С 1996 года Оскар Пенья работает в Академии дизайна Эйндховена. Читает лекции по дизайну во многих университетах и на конференциях в Европе, обеих Америках и Африке. Оскар Пенья родился в Колумбии, учился в университет Хавьер в Боготе, где получил диплом промышленного дизайнера, завершил высшее образование в Миннеаполисском колледже искусства и дизайна. До поступления в Philips работал в США на Bill Stumpf & Associates и Seitz Yamamoto Moss. Свою лекцию Оскар начал с истории возникновения такого понятия, как Дизайн Филипс. Затем подробно рассказал, что для его дизайнеров важно выстраивать жизненную потребительскую цепочку через Ожидание к Первым впечатлениям и Открытиям, далее - Использование и Память потребителя. Вот концепция потребительского успеха дизайна Филипс. Далее Оскар Пенья остановился на типе дизайн-мышления в компании Филипс. Вот основные опорные точки такого мышления: Сопереживание, Насущные чувства – это хорошо, Быть в контакте, Неопределенность – это классно, Рассказывать истории, Сотрудничать до победы, Думать: «Что если, почему нет?», и наконец, Склонять к действию. Последнее, на что хотелось бы акцентировать внимание – это 4 фактора, влияющие на подход к дизайн-мышлению Филипс: Открывать, Воображать, Придавать форму и Создавать. Оскар Пенья менять мир не намерен. Он предлагает максимально улучшить существующий. Ведь современная техника даже может заставить детей меньше плакать. «Мы сделали нечто для детей! Когда дети проходят обследование, для них это тяжело эмоционально. Мы создали предложение, помогающее медсестрам. Вы делаете миниатюрные обследования с игрушками, вы рассказываете детям на примере игрушек, что же с ними произойдёт, в результате дети расслабляются». Вторым читал лекцию Крис Бэнгл. Он также развил свою теорию, как надо делать свой дизайн. Наиболее полезным для меня были две его сентенции. Первое, быть в дизайне немного шутом! Крис Бэнгл: «Есть такое немецкое слово, означающее шут, дурак. Дурак обладает той свободой, что может всем говорить правду. Именно шут всегда говорит правду, и вы, дизайнеры, должны практиковать эту шутовскую правду». Второе, использовать для создания вещей японский принцип «кинцукурой». Kintsukuroi (по-японски: золотистый ремонт) является японским искусством фиксации сломанной глиняной посуды с помощью лаковой смолы, посыпанной или смешанной с порошкообразным золотом, серебром или платиной. Философия «кинцукурой» говорит, что ремонт должен стать частью истории объекта, а не маскировкой поломки. Далее Крис Бэнгл подробно рассказал о своем последнем реализованном проекте – личном доме, построенном в итальянской глуши района Тоскана. На смену вышел третий лектор – Карим Рашид (Karim Rashid), который в третий раз посещает Форум промышленного дизайна в Екатеринбурге. Он как всегда заявил, что через несколько лет мы будем жить в цифровом мире, откажемся от дорогих и громоздких вещей. На Кариме Рашиде белоснежный костюм и яркие тряпичные кроссовки. Черный цвет звездный дизайнер давно исключил из своей жизни. Он слишком тяжелый, – поясняет Карим Рашид. Мир, – уверен он, – должен быть простым, ярким и удобным. Карим Рашид: «Телефон должен быть мягким, гибким, я должен его кидать, топтать, а с ним ничего не должно случаться». Карим Рашид уверен: мир меняется в лучшую сторону. Всё меньше внимания люди обращают на вещи. Их больше интересует виртуальный мир, информация и общение. Со временем людям станут не нужны дорогие и громоздкие вещи. Задача дизайнеров сделать их удобными и необычными. Таких на ИННОПРОМе – десятки. Карим Рашид: «Мир разделен на аналоговый и цифровой мир. Мы здесь, на ИННОПРОМе, движемся к цифровому». Он также продолжил развивать свою теорию 4-х мерного мира, где время становится самым дорогим и важным для пользователя предметом. На лекции мировых дизайнеров собралось много народу. Зал на 1,5 тысячи мест был залит до отказа. Приехать на ИННОПРОМ снова пообещали абсолютно все звездные гости. Уезжая, дизайнеры признались, если бы вся российская промышленность выглядела так, как новинки ИННОПРОМа, Россия давно бы уже вышла на мировой рынок. В завершении второго дня ИННОПРОМа Карим Рашид «зажигал» танцзал в качестве ди-джея. На стенде GID второй раз прошел Всероссийский студенческий конкурс промышленного дизайна FORMA. На конкурс приехали студенты МВХПУ им. С. Г. Строганова и привезли с собой конкурсные экспонаты. Правда часть макетных образцов была выставлена вне конкурса. Например, концепт-кар джиппа из итальянского Европейского института дизайна (IED) и макет грузового тягача из СПбГХПА им. А. Л. Штиглица. Два макета транспортных средств вне конкурса из МВХПУ им. С. Г. Строганова –это корабль «Граф Строганов» и самолет для перевозки крупноразмерных грузов. Всего в конкурсе с макетными образцами приняли 22 студента, которые предложили 36 дизайн-проектов. Проекты были представлены студентами-дизайнерами из Москвы, Перми и Екатеринбурга. Международное жюри в составе:
Гран-при получил Константин Крюков за дизайн-проект «Индивидуальное транспортное средство будущего Whisper», работа была представлена в номинации «Транспортный дизайн». Константин за свой проект также получил специальный диплом Союза Дизайнеров России (Свердловское региональное отделение) за «Абсолютный дизайн» и в качестве приза iPod Touch 5. Номинация «Предметный дизайн»
Номинация «Транспортный дизайн»
Номинация «Дизайн средовых объектов»
Председатель жюри Оскар Пенья подписал все наградные дипломы и сертификаты и лично вручил их победителям. Все победители были награждены дипломами, которые подписал председатель жюри Оскар Пенья, и ценными призами – дигитайзерами, книгами о промышленном дизайне и купонами на приобретение софта и книг со скидкой. В рамках Форума на стенде GID прошли многочисленные мастер-классы отечественных и зарубежных дизайнеров. Крис Бэнгл честно «отработал» своё пребывание на Форуме, посвятив много времени на обсуждение профессиональных портфолио выпускников кафедры Индустриального дизайна УралГАХА. В финале Форума на стенде УралГАХА состоялся сводный показ лучших дипломных проектов студентов кафедры Дизайна одежды и двух практикующих дизайнеров, членов Союза Дизайнеров России, Ларисы Одинцовой и Ларисы Султановой. Виктор БРАГИН, модератор конкурса FORMA,
профессор кафедры Индустриального дизайна УралГАХА e-mail: bragin@usaaa.ru |