|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16-й Всероссийский фестиваль: Немного хроники 16-й Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусств проходит с 1997 года. За минувшие пятнадцать лет он менял формат, внутри фестивальной матрёшки проводились узко специальные выставки вроде международной «Type Directors Club» или «Географический треугольник графического дизайна». Были художественные выставки - «Завтрашний день европейского искусства» или «Non fiction». Были и массовые акции вроде выставки «Дизайн народный и профессиональный» (1000 посетителей в день, впервые в музей стояла очередь) или «интерьерная «Четыре точки отчёта» (именно так!). Фестивальные выставки показывались в ФРГ и России, в Екатеринбурге, Тюмени, Москве, Ханты-Мансийске, Кургане, Тобольске, Сургуте, Ишиме – всего 125 выставок искусств, дизайна, архитектуры, а кроме этого – конференции и круглые столы, презентации мировых дизайнерских брендов, концерты музыкантов, лекции и мастер-классы. Только за 2004 – 2013 годы 1217 участников представили 1768 работ, не считая тех, что показывались внутри мастер-классов и лекций, мультимедийных презентаций. Наконец – в Тюмени ежегодно проходили 2-3 персональных выставки, что вообще-то нетипично для российского дизайна. В этом году руководство музейного комплекса повело себя впервые оригинально – накануне главной выставки-конкурса запамятовало свои гарантии и попросило фестиваль поменять прописку. В результате долгих тяжб он получил дивные площади – холл и коридор музея искусств, да еще несколько слепых комнатушек, непригодных для показа работ. Программа была урезана, вопреки первоначальным намерениям организатора – Тюменской организации Союза дизайнеров России. Что не сбылось? Выставка новых работ Михаила Гардубея, выставка плаката тюменской школы, выставка лучших дипломных проектов к 40-летию школы. Это только часть намерений. Что удалось провести? Выставку-конкурс лучших работ (зрители увидели только часть из 144 работ, некоторые из которых насчитывали по 6 – 12 выставочных планшетов и серий)… …конкурс дизайнеров костюма, в котором в том числе представлены коллекции: …спектакль омского театра моды «Образ» с концептуальным спектаклем «Пятое чувство» на сцене Тюменского театра драмы (огромное спасибо Тюменскому театру драмы и Департаменту культуры Тюменской области)… … А также 7-й Российский интернет-конкурс лучших работ молодых архитекторов и дизайнеров (135 работ из 17 вузов); 6 мастер классов и лекций (плюс 2 еще предстоят); персональную выставку Елены Улькиной. А также – знакомство гостей с городом, а с гостями – дизайнеров и аниматоров, педагогов и студентов Института дизайна, студентов Тюменского технологического колледжа ТГНГУ и вольных граждан, поскольку вход на лекции и мастер-классы был открытый. Всю эту массу деяний профинансировал Департамент культуры Тюменской области и Министерство культуры России, второй год поддерживающее трудный тюменский фестиваль. Помогли наши постоянные и новые волонтёры и коллеги, без них фестиваль не был бы возможен ежегодно – единственный такого рода в России. Физически невозможно представить примерно 30 ГБ информации – фото, видео, текстов, публикаций фестиваля. По мере подготовки материалов они будут появляться на нашем сайте. Пока – небольшой обзор. 16-й Всероссийский фестиваль – это город Тюмень и его жители, несмотря на мороз тепло и солнечно встретившие 31 гостя, большинство которых впервые были здесь: 16-й Всероссийский фестиваль – это люди – члены жюри и проводившие мастер-классы и лекции; те, кто подготовил показы выставок и дефиле; это 19 актёров театра «Образ» Омского государственного института сервиса и их педагоги; сотрудники тюменского музея искусств, всегда радушные к дизайнерам; тюменские дизайнеры и студенты, благодаря которым всё происходило своевременно, двигались по городу автобусы и легковушки и все проблемы разрешались как бы незаметно – всего примерно 70 волонтёров и коллег-участников. Лекция Елены Герчук (Москва), ведущего книжного критика, дизайнера была посвящена анализу тенденций развития книги: «Книга классическая и дизайнерская». Проблематика заставила слушателей задуматься об эволюции форм книги и том неизменном, что кроется в основе искусства книги – о природе книги. Воздушная тишина большой мультимедийной аудитории Института дизайна Академии культуры свидетельствовала, что тезисы Е. Герчук находят понимание у аудитории. Виктор Брагин (Екатеринбург) подготовил ролик об отражении дизайна английскими коммуникациями и две огромных презентации о недавно закончившемся ежегодном лондонском фестивале дизайна: о хронике фестивале и его многочисленных выставках, о трендах в современных архитектуре, дизайне, дизайн-образовании, за которыми профессор УралГАХА педантично следит не первый год. В презентациях было 502 слайда и мультимедиа. Профессора нашей лучшей дизайнерской школы костюма – Эмма Васильева и Наталья Соснина (Омск) в переполненной аудитории рассказали показали именно то, чего не хватает студентам, да и профессионалам – модульную систему проектирования и моделирования костюма, которая позволяет создавать его, используя дизайнерские, а не оформительские методы. Иван Максимов (Москва), лидер авторской анимации, поделился своим опытом создания анимации, а также рассказал и показал некоторые из явлений современной анимации. Некоторые из представленных работ пока неизвестны зрителям. Анимационный мастер-класс был продолжен прилетевшей ненадолго Натальей Березовой (Москва). Она смогла вырваться едва на сутки, но оснастила свой мастер-класс большим числом мультимедийных и вещественных материалов, погружающих в процесс создания фильмов. Илья Елинер (заведующий кафедрой мультимедиа, доктор наук, Петербург) завершил первый блок лекций и мастер классов, рассказав об особенностях взаимодействия дизайнера с разными типами заказчиков, проанализировал типичные ошибки общения, планирования задач и их реализации, а также показал и оставил Институту дизайна множество обучающих мультимедийных продуктов. Продолжение мастер-классов случится в конце ноября – начале декабря. Основная выставка-конкурс (результаты на сайте) продолжает работу в музее искусств и будет работать до 30 ноября. Интернет-конкурс подвёл итоги, но на сайте idva.info круглосуточно в доступе архив работ за последние семь лет. 16-й Всероссийский фестиваль – это издания, которых мы подготовили больше обычного. Среди них – альбом работ Елены Улькиной, текстом которого стало её интервью 1995 г. Сборник «Дизайн. Документы 5» восстанавливает серию проблемных материалов и документов, которая была прервана в 2003 году. Опубликованы материалы конференций и круглых столов, прошедших в Тюмени в эти годы, а также материалы и суждения о дизайне и аналитика, представленные организаторам из разных стран и России. Педагогами Института дизайна начат выпуск многотомного издания «100 и 1 задание для студентов-дизайнеров». Выпуск первый создан на основе архива заданий тюменской школы. Гран-при фестиваля в дизайн-конкурсе получил выпускник Тюменского института дизайна Константин Крюков, он же и магистр УралГАХА. Константин Крюков и до этой работы был тюменской достопримечательностью. Внутри фестиваля Елена Улькина подготовила к юбилею выставку своих работ, значительная часть которых находится в фондах музея. К сожалению, из-за неудобств предоставленного зала мы показываем здесь только один фрагмент нынешней экспозиции и фрагменты выставки Е. Улькиной, прошедшей в музее искусств в 2008 году и её работы. Елена Улькина – не только дизайнер, но и педагог, блистающий работами своих учеников. За методические разработки и работы студентов она награждена Гран-при фестиваля по номинации «Педагогика». Г.В. Вершинин «назад |