|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В воскресенью 8 февраля 2015 года по информации Международный Совета Обществ Промышленного дизайна (ICSID) скончался Кендзи Экуан (Kenji Ekuan), патриарх и создатель японского дизайна.Он должен был – по японской традиции наследовать профессию отца, то есть стать священником. Но, как и патриарх современной японской архитектуры Кендзо Танге, нарушил традицию наследовать профессию родителя, и стал проектировщиком, говоря: «я помогу японцам обрести новую духовность через новое предметное окружение». Так что избранная им цель вполне совпадала с со священнической. Взбунтовавшись против декоративной ремесленнической традиции – обучать ремеслу («наш университет был традиционной школой, мы в течение нескольких лет изучали роспись лаковых шкатулок»), он вместе с сокурсниками потребовал обучения дизайну. Был отчислен, в конце концов, получил диплом и создал первую фирму независимого дизайна, именно дизайна, получившую название по имени доцента Коикё, единственного поддержавшего студентов-бунтовщиков «GK Design – Группа Коикё Дизайн». Сначала начинающие наглецы предложили фирме «Ямаха» разработать дизайн роялей новый рояль. И спроектировали – угадайте – первый белый рояль. Позже с коллегами разработали для фирмы «Мариуси» женский велосипед (розовый, а какой же ещё?!). Во всех магазинах мира можно, кажется, купить японский соевый соус, продающийся в эстетных бутылочках с двусторонним сливом, придуманных Экуаном (о разработках и идеях, см. : http://art-design-tyumen.ru/publication/; архивный файл Конференция "Экодизайн - 2002", рекомендуем – много интересного). Разработки его фирмы заполонили мир: мотоциклы, бытовая техника и приборы, поезда, графические стили, медицинское оборудование – много-много ещё чего… Созданная фирма «GK Group» сегодня это 15 подразделений и 250 дизайнеров в четырёх странах. Сам Экуан мечтал накопить денег для строительства в Токио Храма Дизайна, полагая, что в будущем «место золота займёт дизайн». Экуан был тем уникальным человеком, на которых основывается мир. Он соответствовал той уникальной миссии, которая была определена знаменитым немецким философом Фридрихом Шлегелем: «энтузиазм есть принцип искусства и науки». «GK Group» превратилась в большую творческую корпорацию с маленькой – по сравнению с глобальными капитализацией в $50 млн. Что для дизайна очень немало. Но дело не в деньгах: капитализация идей Экуана и «GK Group» не поддаётся материальному измерению – это вклад в развитие Проектной Культуры, для которого нет методики капитализации, как невозможно оценить стоимость готики, греческой античности или европейского конструктивизма. Светлая вечная память и – развития идей, опыта и любви к людям, которые не всегда заслуживают любви. В официальном сообщении указывается, что в 1970 г. он стал президентом Ассоциации художников-конструкторов Японии. С 1973 по 1975 г. был вице-президентом, а в 1975-1977 – президентом ICSID. Руководители организации после отставки становятся навек сенаторами. Вклад в Экуана в дизайн был признан многими международными наградами, среди них Гран-При Колина Кинга ICSID в 1979, Officier de L'Ordre des Arts et des Lettres (Франция), Премия Восходящего солнца (Япония) и Compasso d'Oro (2014, Италия, http://www.icsid.org). В статье из «Джэпэн Таймс» (2001) он сказал: «Дизайн мне всегда означал делать людей счастливыми. Счастливый в смысле создания вещей, которые обеспечивают комфорт, удобство, функцию, эстетику и этику. Я раньше делал большие исследования, полевые исследования, желая понять психологию потребностей человека и понять природу». Г.В. Вершинин «назад |