|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тайная выставка: Тюмень, 25 марта 2015В атмосфере разговоров о кризисе, росте и падении цен, о курсах нефти и рубля, наконец, на фоне грядущего пятого за 5 лет переименования Тюменской академии культуры (теперь радикального, со сменой формы) в ИАДВИ (пока ещё) — в Институте архитектуры, дизайна и визуальных искусств 25 марта открылась выставка одной работы. Елена Николаевна Улькина, профессор института, промышленный дизайнер (по диплому) и представитель направления, которому в шутку можно дать наименование «декоративный дизайн», выставила очередную версию «Конька-горбунка». Юмор — в полном соответствии с личностью Е.Н. Улькиной —в том, что дизайн не бывает декоративным. Но как ещё обозвать ремесленную работу в технике интарсии из драпов на тему известного произведения русской литературы ишимско-тобольского литератора и смотрителя училищ Петра Павловича Ершова? Вторая забава в том, что Елену Николаевну руководство вуза вынудило примкнуть к рядам празднующих юбилей «Конька-горбунка», но не сподобилось пока лично узреть выставку. Так бывает – начальству нынче приходится много заниматься бумажными реформами, до людей ли? На открытии выставки в лучших традициях андеграунда не было прессы, посторонних, только свои – избранные зрители: студенты и преподаватели своего института. Фоторепортаж ниже. Скажем несколько слов. Техника драповой инкрустации (интарсии) придумана Еленой Николаевной в годы передвижной молодости, когда она оказалась на КамАЗе, в отделе главного архитектора, как остроумно и оригинально именовалась дизайнерская служба в духе нашей самобытной идентичности (примеры которой и сегодня бесконечны: например, берём базовое звено высшего образования в мире – колледж, и присваиваем это имя училищам, техникумам: разве не оригинально?) Во время декорирования некоего детского сада в Набережных Челнах (КамАЗ там располагается) Улькина и сочинила эту технику. Так были сделаны куклы-цилиндры и панно с героями сказок. Несколько позже техника перекочевала в драповые пальто набережно-челнинских дизайнеров. Одну из таких коллекций довелось увидеть на показе в 1997 году в ЦДХ, на национальной выставке-конкурсе дизайна. Пальто из нескольких видов скомбинированных чёрных драпов выглядели эффектно. КамАЗ оказался невольной повитухой технологии, поскольку работать драпы в этой технике можно было только с капитальным инструментарием – стальными пробойниками, с помощью которых вырубают формы и контрформы. На нашей выставке Елена Николаевна подробно показала процесс поиска образов, проработку форм, рабочие кальки. Для пояснения процесса были специально сделаны картоны с вырубками, иллюстрирующими технологию. Не обошлось без юмора и на выставке. Дело в том, что Е.Н. Улькина работает непредсказуемо медленно. Поэтому фактически выставка начала работать без оригинала. Экспозиционеры Т.В. Манухина и Н.В. Крамская показали принт одной из предыдущих работ, что вполне убедило первых зрителей, получивших полное удовольствие как бы от оригинала, появившегося лишь 25 марта, в день формального открытия. Так и мы – ежедневно поглощая субпродукты в виде имитации информации и аналитики, суррогатов литературы, искусства, кино, испытываем ощущение подлинности и чувство глубокого удовлетворения. Нужно ли в эпоху компьютерных иллюзий, лазерной резки и вакуумных прессов, не говоря про 3D принтинг, так упахиваться? Впервые на выставке «Дизайн-98» в московском ЦДХ зрители задавали законный вопрос: сделаны ли работы с помощью компьютера и лазера? Увы, нанотехнологии здесь не ночевали: простой молоток и стальные пробойники, банальный клей (вместо вакуумной припарки). Стоит ли горбиться ради такого трудоёмкого и «непромышленного» выхода? Правда, когда люди узнают, как делаются работы Е.Н. Улькиной, в большинстве своём испытывают трепет и глубокое уважение. Стоит ли оно такой высокой платы художника? Для многих в этом нет проблемы. Несколько лет назад в Тюмени были гости – немецкие профессиональные художники. Задавали вопрос: как нам удаётся заставлять студентов «так хорошо» писать и рисовать руками, ведь немецких студентов-художников уже давно «принудить» к такой тщательной ручной работе нельзя? Проблема. Каждый решает её сам и по-своему. Г.В. Вершинин «назад |