новости   информация   мастера   образование   статьи      издания 
 
 
 
Мнения



официальные сайты сообществ и организаций:
Youtube-канал art-design
Rutube-канал art-design
www.wdo.org
www.ico-d.org
www.sdrussia.ru

информативные дизайнерские сайты:
www.designforum.fi
www.designmuseum.fi
www.kunstindustrimuseet.dk
www.svenskform.se
www.design-center.co.jp
www.designmuseum.org
www.cooperhewitt.org
www.design-center.de
www.kak.ru
www.goldenbee.org
www.vitra.com
www.4block.org
www.yankodesign.com
www.gullsten-inkinen.com
www.wolffolins.com
www.projector-magazine.ru
www.design-history.ru
www.f2f-mag.ru

образование:
www.aabookshop.org
www.aalto.fi
www.arts.ac.uk
www.abk-stuttgart.de
www.usaaa.ru
www.school.imadesign.ru
www.stroganovka.ru
www.rca.ac.uk
27thpolygon.blogspot.ru
www.britishdesign.ru

конкурсы:
www.daafest.ru
www.red-dot.com.sg
www.red-dot.org
www.idva.info

сайты о дизайне и архитектуре:
commons.wikimedia.org
www.a3d.ru
www.designet.ru
www.omami.ru
www.novate.ru
www.rudesign.ru
www.manworksdesign.com
www.archi.ru
www.kibardin.com
www.teambywellis.com
www.bang-olufsen.com
www.ikea.com

забавно:
www.conclave.ru

фототехника:
www.focused.ru
www.fotogu.ru

ландшафтный дизайн:
www.rfc-online.ru
www.landshaft.ru
www.lade.ru
www.ldci.ru
www.anthonypaullandscapedesign.com

сайты об искусстве:
www.artru.info
www.ncca.ru
www.designmuseum.org
www.louvre.fr

шрифты:
www.paratype.ru
www.calligraphy-expo.co
www.calligraphy-museum.com
новости
 
 

ЭКСПО-2015

Скоро закроется ЭКСПО-2015 в Милане. Огромное число фотографий, различных медиаматериалов о ней в инете.

Мы предлагаем посмотреть фотографии с места события, сделанные Виктором Брагиным, профессором кафедры индустриального дизайна УралГАХА, во время конференции Cumulus (объединение ведущих школ архитектуры и дизайна мира). Взгляд В. Брагина – взгляд дизайнера, а не рядового посетителя.

Выставка ЭКСПО-2015 посвящена проблеме продовольствия, экологии, жизнеобеспечению и т.п. Официальный девиз - «Питание планеты. Энергия для жизни». Отсюда и характер архитектуры, дизайна. Никогда не было так много дерева, природности и натуральности. Чрезвычайное внимание уделено комфорту посетителей, их бытовым удобствам: обеспечению водой, прохладными капельными банями, электрокарами и скутерами, местами отдыха и релаксации в жаркой Италии.














Архитектурные рейтинги называют павильон Великобритании лучшим. Он стоит того. Красиво: любимый виндзорский пурпур, алюминиевый туман, экологичный внутренний сорокаметровый дворик.

Павильон спроектирован Вольфгангом Батрессом (http://www.wolfgangbuttress.com), художником и скульптором из Ноттингема.

В. Батресс визуализировал идею Великобритании как жизни пчелиного улья, и, как пишут, воспользовался исследованиями пчёл, проводимыми Мартином Бенциком. Ресурс Архспич (детище архитектора Сергея Чобана), оперативно и подробно оповещающий события архитектурной жизни, процитировал автора: нужно «посмотреть на мир глазами пчелы» (http://archspeech.com).






Следующие фотографии взяты с сайта автора павильона и из архитектурной прессы, напомним, что Вольфганг Батресс не архитектор, он профессиональный живописец и скульптор и хорошо мыслящий человек.



Можно предположить, что роль творческого источника для автора сыграл павильон Серпентайн, возведённый в Лондоне в 2011 г. по проекту швейцарского архитектурного гения Петера Цумтора.





Так же, как у Цумтора, важную роль в «улье» В. Батресса играют звуки, в том числе создаваемые за счёт взаимодействия конструкции с воздухом. Прежде к звукописи не раз прибегал Ренцо Пьяно (Культурный центр имени Жана-Мари Тжибао, 1991-1998, Нумеа, Новая Каледония; Даймлер-крайслер в Берлине).

Возводила павильон Великобритании компания Stage One (http://www.stageone.co.uk/), имеющая большой опыт возведения «серпентайнов». Сложность этой работы заключалась в сборе «пчелиного» куба из 169 300 алюминиевых деталей разной конфигурации и размеров. Работа удалась, выглядит эффектно, а очередь в павильон и сад не уменьшается.

Одной из работ Stage One был схожий «серпентайн» по проекту японца Сэя Фуджимото. Конструкция японца кажется примитивной сеткой со стекляшками сверху, но она непроста. Павильон сложен по функциям: он и сложно живущая оболочка кафе, и просто структура, интерьер с разным микроклиматом в разных его точках, аудитория для профессиональных лекций и занятий, и игрушка для лазания.





На ЭКСПО масса интереснейших решений (одна из публикаций http://www.novate.ru).

Одно из них – павильон Белоруссии (http://abu.by) , экологичный, невеликий, в его основе концепция «колеса жизни» (авторы И. Козюльков, Д. Белякович, А. Шипилов, выставочная компания «Техника и коммуникации»). Идея симпатично отражает ландшафт и природу белорусского хозяйства. Наружным экспонатом стал блестящий по дизайну трактор. Сочетание «крестьянскости» и современных технологий является приметой Белоруссии, как её грузовики, трактора, прекрасные автобусы, великолепная обувь... Внутренность павильона – увы – не прорыв.







Его авторы – архитекторы итальянской студии Арассочиати (http://www.arassociati.it). В формах заложена символика единства культур, развития, открытости, движения. Всё ясно читается.



Проектировщики – крупная римско-миланская студия «Nemesi & Partners» (http://www.nemesistudio.it). Вот как авторы интерпретируют своё решение: «Дом Италии» является «городским лесом» с разветвлённой внешней «упаковкой», разработанной «Немези», чтобы одновременно вызвать в воображении примитивные и технологические образы. Сеть линий создаёт игру света, теней, комбинацию твёрдых элементов и пустот, подобных скульптуре лэнд-арта.

Идея «Дома Италии» была понятием единства, в котором сила привлекательности вновь создаёт чувство общественного единства. Внутренняя торговая площадь представляет энергию сообщества. Это пространство – символическое сердце комплекса, оно является отправной точкой маршрута выставки между четырьмя пространствами, из которых состоит павильон. …Четыре зоны – это торговая зона (на запад), аудитория и зона событий (на юг), офисная зона (на север) и конференция и зона встреч (на восток).

Объёмы – символы гигантских деревьев с крупными основаниями, которые формируют большие корни, погружающиеся в землю. …Роскошные переплетения сегментов, формируемых внешним «конвертом», помогает выдвинуть на первый план скульптурные формы «Дома Италии»…

Маршрут начинается с внутренней базарной площади, большого зала, в котором приветствуются посетители. Кривые наклонённые возвышения придают объёмам смысл текучести и динамизма, формируя пространство подлинной красоты. Большой лестничный пролёт, начинающийся с квадрата, пересекает эту область в длину, чтобы визуально соединить все этажи. Пространство тройной высоты от второго до четвёртого яруса походит на гигантскую «свисающую» раковину

В проектировании … было важно создание практически нулевого по потреблению энергии здания, для чего использовалось фотогальваническое стекло для крыши и фотокаталитический бетон во внешнем «конверте». Фасад здания площадью 9 000 кв. м одет в 900 «ай-активных» биодинамичных групп с помощью «Италчементи», запатентовавшей активную технологию «TX». Этот материал, входя в контакт со светом, может отреагировать на загрязнение воздуха, преобразуя его в инертные соли и сократив уровень смога. Используется материал, на 80% являющийся переработанными отходами, включая материалы мраморных карьеров в Карраре, что помогает добавить больше блеска, чем позволяет традиционный белый цемент. Этот новый материал также очень «динамичный», позволяя создавать «текучие» сложные формы.

…Крыша, разработанная «Немези» для «Дома Италии», является инновационным «парусом», созданным Stahlbau Pichler. Она интерпретирует лесные навесы с фотогальваническим стеклом и ячейками изогнутых геометричных форм (часто квадратов). «Немези» использовала идею итальянской деревни, развивая здание вдоль Cardo (главная улица выставки), создавая объёмы, сочетающиеся с небольшими кубами, террасами и крытыми проходами»



Голландия всё больше погружается в недра, использует квазиестественные – на деле чрезвычайно дорогие – искусственные технологии. После того, как Жан Нувель с помощью Патрика Блана создал живой фасад из 120 видов растений в парижском музее Бранли, вертикальное озеленение, озеленение фасадов и крыш зданий стало общим местом, прижилось и в Нидерландах. Страна живёт зовами естества, а архитектура всё же где-то как-то искусство, так раньше думали. Голландская архитектура прагматична, остроумна, инновационна. Но у неё своя не всегда близкая «группа крови».

Расположенный рядом с российским, эстонский дом, как и российский, напоминает павильон, созданный Михаилом Посохиным и Ашотом Мндоянцем в Монреале на ЭКСПО-67. Масштаб «взлётных» притязаний тогда и сейчас различен.



В 1967 г. советский павильон был одним из самых посещаемых. По окончании выставки его перевезли и собрали возле ВДНХ. У детища Посохина была остроумная конструкция – здание висело на двух V-образных опорах и мембранном перекрытии.







Нынешний павильон спроектирован ленинградско-берлинско-московским архитектором Сергеем Чобаном, руководителем бюро SPEECH и совладельцем берлинского бюро nps tchoban voss, а также его коллегами Алексеем Ильиным, Мариной Кузнецкой как декларативный репроект триумфального советского павильона, только устремления в будущее ещё более экзальтированы, да и без шоу с зеркалами на консоли входа не обошлось – ведь всемирные экспо прежде всего ярмарки национальных деклараций. Девиз российского павильона близок к официальному девизу выставки: «растим во благо мира, возделываем во имя будущего».

Внутренний эксподизайн Юрия Аввакумова – ещё одно шоу, со зрелищной инсталляцией «соки и самогонный аппарат», видимо означающей что-то вроде ностальгии по русско-советской «домашности» в футуристичной версии. Преобладающие внутри медиаэкраны не способствуют ощущению подлинности. Вообще-то кино лучше смотреть дома или в мультиплексе, а выставка нуждается в идеях и «веществе». Судя по всему, веществом стала не экспозиция, а российкое бесплатное хлебосольство. Богатая у нас страна! Экспозиция банальных плакатов советского времени ориентирована на некую несуществующую публику, верящую, что постмодерн, стёб кому-то интересен и имеет отношение к сегодняшней жизни России.




Вообще похожих друга на друга приёмов и решений стало чересчур много. Бельгийский павильон отличается от азербайджанского, пожалуй, тем, что сложнее пластически. Но композиционная типология та же: сфера как ядро композиции, высокие стекло-технологии плюс изощрённая работа с деревом.
















Профессиональный музыкант (не оставляющий музыку), профессиональный архитектор и теоретик, гражданин мира (Польша-Германия-США-Италия и т.д.) Либескинд создаёт метафоры и философемы, что бы ни делал. Лучше всего удаются символические объекты, чем концептуально и занудно «перечёркнутые» геометричные здания-монстры («народу нравятся»!)

















Мы показали небольшое число форм, фрагментов ЭКСПО-2015.

Технологии становятся изощрённей, идеи мастеров – претенциознее и чуднее. Только диапазон смыслов и сообщений (коммуникаций, текстов) невелик. Несмотря на чудесное развитие, лексикон и сценарии архитектуры банальны и развиваются почти исключительно технологически.

Когда-то Наталья Гончарова боролась с «профессионализмом» академического искусства, подавляющего «обычных» людей изощрённой техникой. Вновь возникает потребность в «естественном» и «непрофессиональном» проектировании, создавшем архитектуру ХХ в.

Смущает обращение с искусством архитектуры как с потрясающим зрелищем «для бедных». Архитектура и дизайн эволюционируют в сторону игры дорогих (часто имитирующих нищету) сильных и бесполезных эффектов. Взамен «оригинальности», которую выбирают любители экзотики, возникает тоска по проектной естественности, а она редка. А так всё хорошо, симпатично.

Г.В. Вершинин


 «назад

art-design
Иллюстрированная хрестоматия по дизайну.

art-design
Н.В. Воронов.
Дизайн: русская версия.


art-design

Буклет: Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусства


art-design

Дизайн. Документы-2.


art-design

Дизайн. Документы-3.


art-design

Дизайн. Документы-4.


art-design

Елена Улькина.
Графика, инкрустации по драпу.


art-design
Новое искусство Тюмени.


art-design
Новый_Новый Гардубей: Ищите женщину.


© Дизайн: Антон Аникин
© Программирование: Максим Деулин
Тюменское отделение
Союза дизайнеров России

625048, Тюмень,
ул. Карская 38, оф. 225
Тел.: +7 905-823-34-23
E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru