Как и обещали, в третьей части – отдельной публикации – представим фрагменты спектакля (спектаклей) театра «Обраz» Омского государственного института сервиса. В этом году был премьерный показ под названием «ХХ век: отзвуки».
Впервые мы увидели выступление студентов-актёров в 2008 г., во время «Столицы российского дизайна». Тогда оно состоялось на сцене переполненного Театра кукол и масок, в присутствии многих иногородних гостей «столицы».
В отличие отвратительных «театров моды», в которых густо крашеные и странно декорированные девушки изображают чумовую «красоту», вызывая лишь сострадание невольных зрителей позора, уже первое зрелище «Образа» было эмоционально захватывающим, символичным и впечатляющим.
Модель из коллекции Марии Рахваловой «Мимигранты» на конкурсном показе (фото Е. Шарова) и на спектакле театра «Образ» 3>
Инсценированные показы коллекций выросли в самостоятельные спектакли-рефлексии. В 2012 г. XIV фестиваль увидел фрагмент, названный, если помнится, «По дороге в Тюмень». Театр превращался в коллектив «пластической драмы», а бесконечно разнообразные студенческие разработки одежды пересекались с образными рефлексиями театрального коллектива. Тюменские организаторы начали профессионально фиксировать представления, над чем хорошо поработали Екатерина Быкова, Сергей Драчёв, Павел Олин, Евгений Шаров.
Актёры театра – студенты института, очевидно, что состав коллектива меняется, а жаль – привыкаешь. Ребята занимаются с профессионалами, приобретая навыки сценического движения и пластики. Сюжеты создаются коллективно, элементы и костюмы представлений повторяются и дополняются. Части спектакля 2012 года интегрированы в 2013 г. в «Формы чувств», в котором вокруг сложных переплетений человеческих отношений много танцевальной пластики.
Мы давно заворожены образами, в которых самобытные и удивительные омские костюмы приобретают новое значение благодаря мизансценам, экспрессии, сюжетному движению от замкнутости к раскрепощению и радости, это являюется канвой спектаклей. Тем важнее высокая оценка, которую обычно дают наши гости «из глубинки» России: Екатеринбурга, Москвы и Питера. Наша гостья Ирина Михайловна Коробьина, директор ЦСА и Музея архитектуры им. Щусева отозвалась о «Формах чувств» как о явлении международного уровня. Мы не сомневаемся.
Спектакль 2014 года «Пятое отражение» был построен на омской достопримечательности – пяти озёрах, источнике мифов и легенд. Второй надстройкой его были времена года, смена ощущений и настроений, колоритов и костюмов, темпов движений.
Сцены из спектакля «Пятое отражение». Фото Екатерины Быковой
Наконец, спектакль 2015 года. Нас предупредил руководитель театра (и проректор по воспитательной работе ОГИС) Эмма Васильева, что увидим новый состав. Совершенно точно – увидели огромное число костюмов, исторические ассоциации, эволюцию отношений и взаимоотношений в обществе на протяжении ХХ века. Слабонервные даже сронили непрошеные слёзы, так захватывает почти ритуальное действо. Этические и человеческие моменты, художественные ассоциации вообще лежат в основе омского дизайна одежды, бывая на гэках, сожалею, что не вижу всего потока идей и форм омской школы. Ей присущ широкий круг культурных источников, называемых в школе «творческими источниками». Соединение форм, конструкций, дизайна со сценическим движением и социальными контекстами – прекрасный способ инсталляции не только воображения, красоты, но и мировоззрений.
Первоначально действие шло вяловато, но постепенно и актёры и зрители втянулись в процесс, расшевелились, реакция зала была превосходной. И это несмотря на то, что были проблемы со светом – его пришлось ставить за несколько часов, к тому же в Театре драмы маленький, к сожалению, экран. Мы научились терпеть «гастрольные» неудобства.
Две вещи хотелось бы пожелать нам всем и коллегам из Омска. Давно пора делать музей дизайна костюма – правильно это делают японцы из Кобе и Киото. Некоторые омские работы прошлых лет есть в музеях и частных коллекциях России – сам видел любимый «Бумажный кораблик» в московской Академии художеств, и смотрелся он покруче работ знаменитостей. Второе – нужна реклама и не маленький экспериментальный зал, а хорошая сцена, ведь событие, зрителями которого мы являемся не первый год, заслуживает широкого общественного внимания.
Спектакль 2015 года «ХХ век: отзвуки». Фото Екатерины Сергеевой