Представление дипломных работ дизайнеров 2016 года от Омска до Екатеринбурга начнём с Востока, с Омска, перешедшего в 301 год с чудесными новыми подземными переходами и неоднозначно воспринимаемой обновлённой к юбилею пешеходной улицей Чокана Валиханова.
Защиты проектов в Омске совпали с драматическим объединением (новый министр образования недавно приостановила объединения) – Омский государственный институт сервиса был поглощён Политехом, так что атмосфера на главной дизайнерской кафедре Омска – кафедре костюма безнадёжно оптимистическая. Насильственные объединения, поразившие страну, пока не дали позитивного результата, если не считать радостных отчётов чиновников…
На защиту вышли 26 бакалавров и 2 магистра. Коллектив кафедры пока в прежнем составе, о зарплатах всерьёз говорить не приходится – по счастью все педагоги с руками и головой, преподавание получается сейчас, дело энтузиастов. Мои тюменские коллеги шутят, что близок момент, когда мы будем платить за вход на работу.
Но если серьёзно, мозги и души педагогов мучает проблема: что делать с бакалавриатом и магистратурой? До недавней «реформы» почти все бакалавры плавно переходили на два года в специалитет. После введения системы «бакалавриат + магистратура» в последнюю стремятся единицы. Естественно, педагоги пытаются более интенсивно работать с бакалаврами, становящимися основной профессиональной фигурой. Чрезвычайно трудно переиначивать мозги студентов, воспитанных на стереотипах обыденного мышления, на творческий лад – вопрос длительного времени: рационализм и редукция трудно заменяются творческой интуицией и культурными инициациями. Тревога и депрессивный настрой давно царствуют среди преподавателей творческих школ – десятилетиями нарабатывавшаяся практика не актуальна. Омская школа числилась лидером «модного» образования, что дальше: останется ли она в этом качестве или окажется на задворках нового вуза-монстра политехнического профиля?
Тем не менее, школа работает, и мы представляем очередную порцию работ очередных выпускников. На сей раз преимущественно детали и фрагменты работ 2016 года. Вообще-то на нашем сайте (ниже) множество работ омских студентов, как на конкурсных показах, так и в выступлениях «Театра моды «Образ». Съёмка работ на защите трудна: это рабочий процесс, где сложно поставить свет, выстроить кадр. Сократив число общих планов, сосредоточимся на конструктивных, технологических фрагментах, которыми отличаются разработки омских студентов, и на ключевых метафорах.
Для начала – несколько фотографий педагогов, на чьих плечах многие годы держится кафедра.
Начнём с бакалаврских разработок. Прошу прощения за возможные ошибки в атрибуции и за любительские фотографии. Мы скоро исправимся – буквально в течение пары лет.
Как всегда, омские работы богаты метафорами, конструктивными и технологическими изюминками – например, принтами на ткани, выполняемыми плоттерами по авторским эскизам, как в работе Яны Чекинской.
В работах «другой уровень» сравнительно с часто поражавшими разработками специалистов. Всего две магистерские работы – маловато для школы, готовившей ежегодно до 30 специалистов. В сознании выпускников-бакалавров магистратура нечто заумно-теоретическое, студенты во творческих вузах отвечают, что хотят не теорией заниматься, а практикой, именно ориентированным на «высокую практику» воспринимался прежде специалитет. Будем надеяться, что предложение нового министра образования Ольги Юрьевны Васильевой заменить бакалавриат специалитетом не просто с восторгом встречено в творческих вузах, но будет реализовано к общему благу.
В ближайших публикациях мы покажем работы выпускников профессиональных школ Тюмени и Екатеринбурга.
А с работами омичей разных курсов и уровней надеемся встретиться 18 – 19 ноября 2016 г. на очередном фестивале дизайна в Тюмени. Кафедры МТА (Тюмень) и дизайна костюма (Омск) подготовили сюрприз – специально разработанное мультимедийное сопровождение спектакля театра моды «Образ», для чего тюменские студенты побывали в Омске, поработали с коллекциями... Подробности – в ноябре…