За несколько дней защит дипломов бакалаврами и магистрами Уральского государственного архитектурно-художественного университета мне не удалось посмотреть работы бакалавров-средовиков. Они появятся в Тюмени на фестивале дизайна 18 ноября. Здесь публикации покажем 15 фрагментов проектов. По принятому сегодня распорядку бакалавр должен уметь сделать простую техничную и технологичную разработку, продемонстрировать выучку и готовность к работе на практике.
Начнём с бакалавров в алфавитном порядке.
УралГАХА много и успешно разрабатывала посуду, в том числе и для выпуска предприятиями региона. На сей раз – более сложное устройство, предназначенное для сторонников здорового питания – устройство для проращивания зёрен.
Напомним, что сбитень – древний славянский напиток из воды, мёда, пряностей, трав. В горячем виде способствует излечению от простуд, в холодном – жароутоляющее средство, широко применяется в том числе в бане. Технология предполагает готовку ингредиентов в разных сосудах, компоненты смешиваются перед употреблением, чтобы не попортить свойства составляющих.
Российские магистры (по-русски мастера) пришли на смену ликвидированным специалистам. Если поначалу напуганные новым-старым термином вузы (квалификация выпускников России когда-то именно так и звучала – «магистр») развлекались развёрнутыми таблицами и псевдонаучными схемами, то теперь победил «проектный профиль» и магистры разрабатывают системные объекты, естественно, на основе исследований, как в мировом дизайне и принято (то же делали и делают выпускники-специалисты и профессионалы-проектировщики).
Н.П. Гарин давно погружён в «северную проблематику», бывает в тех краях, проектировал музейные экспозиции, знает специфику региона, становящегося всё более важным в экономике и обороне страны. Под его руководством в этом сезоне представлено сразу несколько актуальных разработок.
При огромной исследовательской работе, большом объёме моделирования в проекте не вполне показана изюминка – использование медиаресурсов, голограмм для реконструкции исторической «жизни» проектируемых объектов-музеев.
Чрезвычайно живописная и подробно проработанная модель музейного комплекса. К сожалению, с переходом на программы магистратуры крен сделан в сторону сравнительно-исторических и типологических исследований в ущерб созданию технологических сценариев и экономики разработок. Предполагается, что российский магистр – креатор-инноватор. В УГАХУ тщательно прорабатываются проектные предложения. Но если финским магистрам «креатив» нужен не для проектирования, а занятия должностей заместителей генеральных директоров по стратегическому развитию, то мы в новом магистерском «явлении» растеряли прагматику, технологические сценарии, а многие — и проектные выходы, а должностей стратегических заместителей директоров дизайнерам не подкидывают…
Хорошо бы вернуться к матрице специалитета, пусть даже под ярлыком магистратуры.
Это небольшая часть проектов 2016 года большого вуза. Будем верить – представительная.