В этой публикации 124 работы (и их фрагменты), выполненные с 1982 по 2016 годы дизайнерами разных поколений – студентами и профессионалами. 217 фото из общего числа в 19 000 пополняющегося архива «Искусство и дизайн Тюмени». Создан колоссальный художественный материал, мы публикуем его на нашем сайте лишь фрагментами. В этом материале отсутствуют некоторые не единожды показанные работы (см. архив сайта), зато появятся ещё не публиковавшиеся.
С 1997 г. берёт отсчёт Тюменское отделение Союза дизайнеров России, в том же году создана высшая школа дизайна. Наши коллеги (И.А. Андреева, Ю.В. Назаров и др.) отмечали (во время поездки в Тюмень в 1997 г.) некоторые особые черты местного дизайна, например, художественность, под которой подразумевались связь с современными искусствами, широкие ассоциации, разнообразные выразительные средства — «средства поэтики», как бы мы сказали сегодня.
О том, что было до 1997 г., вспомнила Любовь Перепёлкина, выпускница 1983 года, в буклете собственной выставки «Эмоциональная геометрия. Интерьеры Любови Перепёлкиной» (2012):
«Тюменский дизайн» — словосочетание для стороннего уха парадоксальное и даже нелепое. Действительно, какой дизайн в городе, который всего три десятилетия назад благоухал ароматами многочисленных помоек, окружавших унылые новостройки блочного типа? В котором апокалипсическая грязь стала основной местной достопримечательностью, победив по популярности дивные тюменские дымники вкупе с уникальной деревянной резьбой?
Если честно, то многочисленные тюменские хулиганы много-много лет и были, собственно, самым ярким явлением тюменской культуры. Люди, мечтавшие создать здесь некую школу дизайна, не были даже мечтателями — они были сумасшедшими...
Художественное отделение тюменского училища искусств. В 1970-х -1980-х годах — это пространство параллельной, альтернативной реальности. Другой, гармоничный мир. Студенческие спектакли, фильмы, выставки, забористые эпиграммы, газета «Труба» и еще много чего интересного и талантливого происходило в его стенах… Эта «несерьезная», совершенно оторванная от реальных художественных потребностей того времени творческая работа и породила каким-то неведомым образом то, что мы сегодня называем «тюменской школой дизайна».
Ниже работы тюменских дизайнеров-графиков и студентов. Они располагаются в хронологическом порядке, иногда с историями-комментариями.
В знаке соединены дизайнерский шрифт «Гельветика» и фрагмент тюменской домовой деревянной резьбы XIX века, серийный дизайн и «рука человека». Знак не был принят, в том году победил традиционный изобразительный подход. Но знак Пискулина остаётся хорошим примером контраста и синтеза полярных начал, дополняющих друг друга.
В плакате одной из первых выставок дизайнеров в Тюмени (всего их с 1978 по 2015 гг. было не менее 208) Пискулин под влиянием теорий выразительного искусства (в этом случае – Любови Поповой) опробует язык геометрических символов и цвета. Впрочем, в тюменском дизайне нет формально-стилевых догматов.
Выполнен в пожарном порядке на единственной тогда в городе современной цифровой технике РА «Венец». Намечалась аббревиатура слов «Deutsche Werke» (немецкие произведения), получилось «Deutsche Volke» (немецкий народ).
Немецких друзей, по их словам, поразила простота и «природность» решения Пискулина. Немецкий ответ тюменскому дизайнеру включал несколько дизайнерских ходов: бумагу и картон вторичной переработки, вырубку крышки каталога, имена художников были выполнены золотом на кальке, фамилии – серебром. Каждому художнику выделялась просторная полоса. Приглашения направлялись в конвертах из натуральной кальки, в обложках синего гофрированного картона с вырубкой с зелёным вкладышем, на котором сохранён был и тюменский кириллический логотип. Технологически всё это было для нас недостижимо. Графику вы сопоставите сами.
Впервые показанная на Национальной выставке дизайна, «Fisch» стала телевизионным и журнальным хитом. Цикл состоит из трёх работ, третья автором не выставляется.
Антон сделал и кинетическую композицию, встречавшую гостей, но её фотография не сохранилась.
Работа опирается на гениальную статью Н. Кисловой «Эпоха необарокко». Получился первый в мире стиль, основанный на вордовских шаблонах работы с текстом. Стиль может бесконечно меняться, все его версии легко узнаются как единое. Диплом 1-й степени международного конкурса (2000), диплом Союза архитекторов России.
Проект выполнялся по предложению региональной телекомпании. Но он предполагал другой формат вещания: картинка, как предполагается, должна быть живой, журналисты передвигались по студии, сообразно этому и камеры не могли оставаться в статичной положении. Вещание перебивалось релаксационными заставками, а не только рекламой. Нечто похожее недавно осуществил канал Life, но впоследствии он отказался от сложного и непривычного формата.
Кажется, единственная выставка в Тюмени, на которую стояла очередь на улице. За два дня прошло 2 тысячи человек, что немного сравнительно с выставкой В.И. Серова в 15-миллионной Москве, но для Тюмени цифра в 1000 посетителей в день остаётся уникальной.
Мультимедийный диск превратился в сайт art-design.tyumen.ru, в последней версии которого и публикуется этот материал. Дизайнер сайта — Антон Аникин, программист — Максим Деулин.
Студенческая работа была реализована крошечным тюменским филиалом УралГАХА в 2005 году тиражом 2000 экз., большего не позволяли средства, и так на время филиал влез в зарплату сотрудников. Работа Мелентьева была замечена, руководитель Ассоциации книгоиздателей России порадовал, что это единственная книга, украденная с международной выставки. Заметим, что книга составлена из «золотых» текстов практиков и историков дизайна и архитектуры, частично ужатых. Часть материалов предоставлена специально для книги И. Коробьиной, А. Лаврентьевым и другими. Содержит 1052 страницы и 872 иллюстрации, но и это не главное. Е. Мелентьев нашёл уникальные решения, почти гипертекстовые: начало каждого материала и конец даны в разрядке (ещё Ленин практиковал начинать чтение с конца, в заключении и преамбуле квинтэссенция). Большинство сносок и подписи находятся рядом с текстом, исключения редки. В небольшом размере полосы Е. Мелентьев нашёл пропорции «воздуха», «серебра текста» и информативности.
Никита Васильевич передал институту дизайна дискету с текстом книги. Институтом осуществлены редактура (Н.П. Дементьева), подобраны иллюстрации. Книга издавалась два раза, здесь приведена обложка первого издания.
Сборники «Дизайн. Документы» издавались в 2001-2004, 2015 гг. Всего вышло пять сборников. Последний – в 2015 г. В них публиковалась документы дизайнерской жизни: выставки, интервью, стенограммы конференций: «Реальный дизайн», Тюмень, 2001; «Экодизайн-2002», С.-Петербург; «Глобальные тенденции и проблемы архитектуры, дизайна, искусств, Тюмень, 2003; «Красота в архитектуре, дизайне, искусстве», 2008, Тюмень. Печатались проблемные статьи (В.Ф. Сидоренко, О проектной культуре; П.В. Симонова «Мозг, душа и созидание»).
Начиная с 2006 г. студенческое жюри (жюри кишат) награждало победителей конкурсов собственными дипломами по «плавающим» номинациям. Номинации появлялись во время работы жюри, срочно изобреталась графика к каждой заинтересовавшей студентов работе — иногда вовсе не позитивная, часто более яркая, чем работа, которой адресовался диплом. Лидером процесса была Марина Муратова.
Разработка была инициирована одним из заместителей главы города. Как и проект Пискулина (ниже) была одобрена на архитектурно-художественном совете Тюмени. К сожалению, заместители главы города меняются чаще, чем успевают продвинуть идеи.
Поиск культурных кодов – одна из приоритетных тем тюменских дизайнеров. Постепенно собирается материал, который апробируется в различных проектах.
Вначале мы показали графику первых российско-немецких художественных акций. По настоянию немецких коллег Н. Пискулину была поручена графика последней выставки в Тюмени в 2015 году.
Не скажу, что различия в графике радикальны. На мой взгляд, отчасти просматриваются, хотя здесь собраны далеко не все разработки, как тюменские, так и «инородные».