Выставка огромная, 230 работ. По такому случаю Тюменское музейно-просветительское объединение запустило в эксплуатацию третий огромный выставочный зал. Напомним, что в первом большом зале на третьем этаже почти год работает выставка известных классических работ. Под проект Московского музея дизайна был задействован второй новый зал на четвёртом этаже.
Несмотря на масштаб выставки, она не собрала всех работ Бориса Ивановича. Художник работает мучительно, но его продуктивность высока. В 2005 г. был издан альбом «Тюмень уходящая» со 150 работами художника, и только некоторые из них есть на прошедшей выставке. Некоторые – монументально-декоративные публичные работы погибли или недоступны. Другие появляются на временных выставках, в том числе и сегодня в музее.
На этой огромной выставке показан вариант картины «Военная кинохроника. Алёша». Это версия работы 1975 года, написанная под впечатлением стихов Андрея Дементьева и знаменитой трагической песни на музыку Евгения Мартынова «Баллада о матери», исполнявшейся некогда Софией Ротару. Новый вариант жёсток.
Уже после закрытия выставки в вестибюле музея среди работ художников семидесятых годов можно увидеть более мягкий первоначальный вариант «Алёши», как и другие работы, не попавшие на персоналку. Незабываема давняя история вокруг «Алёши». Картина обсуждалась на отборочном «выставкоме». Худо-вяло её поругивали, в том числе незаслуженно. Пока чинный порядок не взорвался эмоциональной речью Остапа Павловича Шруба. Смысл его – даже не речи, а крика сводился к тому, что бездари не могут не укусить человека, «окровавленной душой» написавшего работу. Шруб потребовал посмотреть, как по-разному написаны руки, насколько выразительны типажи людей, увидевших в зале кинотеатра военную хронику и мать, узнавшую среди кадров погибшего на войне сына…
Не хотелось бы устраивать «критический разбор» живописи Бориса Паромова. Покажем несколько работ, дающих представление о тематическом, смысловом диапазоне и поисках художника. Автор сопроводил работы собственными комментариями и пояснениями куратора, используем их в некоторых случаях.
Комментарий куратора: «У художника в картине присутствует сочетание образов: вечности (пирамида), скоротечности (часовой мастер, бегущий с большими настенными часами и похоронный катафалк. Тот, кто в нём, ушёл в другое измерение времени)»
Комментарий куратора: «Иногда из подсознания выплывает образ страны наших предков, в которой живёт моё детство», - говорит автор картины, изображая мальчика с деревянным мечом и щитом на фоне заповедного пейзажа.