1. Искусство – образное отражение (выражение, пересоздание) мира, в котором эстетические средства и мировоззрение образуют неразрывную целостность.
2. Древний пример образных средств в неразрывности – описание Иисуса после воскресения: «вид его был как молния и одежда бела как снег». «Как» – одно из средств выразительности (поэтики): сравнение, за счёт которого создаётся непередаваемо ёмкий, цельный и грандиозный образ.
3. Пример нетленного искусства – работы из зала А. Боттичелли в Уффици (Флоренция). Всегда толпа зрителей. Сложно фотографировать за стеклом, цвет изменён от времени…
4. Потом всё менялось, но вокруг п.1., в той или иной мере. Самые простые примеры.
5. Потом – Первая мировая война. В России «культурные» люди ликовали. В Европе несколько дезертиров сбежали в нейтральную Швейцарию. В кабаре «Вольтер» в 1916 году придумали антиискусство, автоматическое письмо, игру «Изысканный труп», известную ещё как «Абракадабра» (первая фраза звучала «изысканный труп выпьет свежего вина»). Упрощенно тогдашняя ситуация выглядит так. Ребятки не хотели сложить головы на поле брани. Они были не бедными, поэтому не любили капитализм, лицемерие, продажное искусство, а в годы войн и перемен искусство – инвестиционный капитал. Так возникли подмены: взамен театра – скандальные импровизации (жизнь!), вместо художественности – пощечины «буржуазному эстетизму». Маркером группы избралось слово «дада», в т.ч. известно что означающее в русском языке.
6. Дада был сознательно анти-искусством. Красота не спасла от бойни 10 млн. душ 1910-х годов, не спасла позже больше 80 миллионов душ Второй мировой (29 млн – жители СССР, 38 – Китай, 10 – Германия, плюс «»ерундовые» миллионы Кореи и других стран. Внутри «современного искусства» было много направлений: постимпрессионизм и экспрессионизм, фовизм, сюрреализм, функционализм и ардеко, реализм и соцреализм, реджионализм и др.
7. Следующее восстание против искусства относится к США и Англии 1950-х годов. Появился поп-арт. Упрощенно: его создали люди творческие, по первости отрицавшие поэтику, смыслы и образы. Поп-арт продолжил «отрицаловку» дадаизма – одна из больших выставок 1968 года называлась «От дада до поп-арта». В поп-арте «канализированы» дадаистский «реди мейд» (ready-made, от ready «готовый» и made «сделанный»). «Мона Лиза с усами» и «Фонтан» нетерпеливого Дюшана растеклись по поп-арту и использовались «печатниками», «бутафорами», «вещниками» и «коллажистами», то етсь в четырёх техниках поп-арта.
«Кровать» Венецианская биеннале отказалась выставлять. Американские дипломаты в Вене объяснили итальянским коллегам последствия. Итальянцы выставили работу как бы не на выставке, практически рядом, как бы с другими экспонатами, и были прощены американскими друзьями.
8. Самое простое отрезать поп-арт и другие от «посконного» авангарда – геометрической абстракции и направлений «выразительного искусства» и настоящего левого искусства авангарда, – каким было «производственное искусство» или дизайн. Неоавангард вместит много направлений – хеппенинг, отрицавший любую фиксацию со_бытий, минимал-арт (искусства земли, воды, воздуха и т.п.), боди-арт, искусство среды (environmental art), бедное и концептуальное искусства. Если бы кому-то была интересна теория, я бы ХХ век разделил на «концептуальные искусства» и «имитационные» (хотя все искусства и «практики» ХХ века концептуальные). Разница лишь в том, как относятся к красоте и что хотят сказать или просто мажут и делают без ума. Что А. Дюрер сделал в свое «Меланхолии»: искусство мучительно рождает «шестое чувство», тогда как ремесло (малый ребёнок, Путти) что-то упёрто чертит или сочиняет.
9. Тогда, в 1984 году это называлось «соц-арт», по аналогии с американским поп-артом. Как и поп-артовцы, наши использовали «культовые» товары и упаковки, рекламные девизы (слоганы) – то есть повседневное, превратившееся в массовые шаблоны. Но. Примерно раз в пять лет – как замечено умными людьми – происходит ревизия языков. И если нового (в реальности) много не происходит, то по крайней мере меняется сленг, словечки и создаётся ощущение «передовизма». Из недавнего: сотрудничество стало «коллаборацией», общение – «коммуникацией», «место» стало «локацией», хотя дислокация локации осталась на месте…
Произошла смена словесных кодов, и наиболее круто – в актуально-контемпорари не-искусстве. Соц-арт стал «актуальным» (contemporary art), а теперь и современным искусством. Акцент на «искусство». Образность отрицается, красота несовременна (поговрите об этом с вашим визажистом или архитектором бровей!) Словесная изощрённость – примета пустоты. Повезло и знаменитому парижанину Илье Кабакову и его соавтору Эмилии.
10. Современное искусство (изначальное) – примерно до 1990-х годов (см. п. 1), использует образные приёмы выразительности – всё ту же поэтику (метафоры, сравнения, переносы свойств, соединение качеств. Важное качество и критерий – неразрывность свойств, когда ничего нельзя изменить). Современное искусство не отрицало красоту и ценности, а с 2010-х годов в «постсовременности» (в новом искусстве) происходит возвращение к реализму, метафорам, даже к гиперреализму и натурализму, изобразительности и поэтике разнообразного рода.
Даже в такую техногенную сферу как архитектура возвращается поэтика, и архитектура также претендует на союз со «знатнейшими художествами» (живопись, скульптура, архитектура).
11. Хотя с 1916 года слово «искусство» было не в чести, оно вновь в чести. «Комиссары» (не «в пыльных шлемах» Окуджавы) и «кураторы» путаются в теориях: «Самое главное: искусство перестало быть связано с темой прекрасного, поэтому художники ничем не ограничены. За прекрасное отвечает дизайн, а искусство может задавать неудобные и сложные вопросы» (Алиса Прудникова, комиссар биеннале, интервью газете «Тюменская область сегодня»). Невольная калька Томаса Мальдонадо: «Людям недостаточно того, что произведения искусства стали товаром. Они хотят, чтобы товары стали произведениями искусства». Искусства.
12. В «актуальном» вместо искусства – «практика». Понятно, что появление вставки «индустриальная» всего лишь клон англо-саксии. Гульните по «industrial art»: это не промдизайн, другое: включаю еду, слесарное дело. Мотивация термина: сделать привлекательными повседневные ремёсла, искусство манит.
…Я не ратую за то, чтобы кардинальные изменения творческого мышления, восприятия происходили во всех умах, окрепших и неокрепших. НЕТ! Но поворот к альтернативной эстетике возможен там, где это актуально (своевременно) развитию индивидуального творческого мышления» (https://vk.com/club10835786)
Из публикации Алины Стрельцовой в электронном журнале: «По сути, грядёт реализация бойсовской максимы: каждый человек воистину станет художником, просто потому, что ему больше некуда деваться — других задач для него не останется. На этой эмоции — беспокойства от наступления прекрасного технологического будущего, которого не избежать, — основано все повествование. И, конечно, именно на примерах местных художников, художников из городов, которые освобождают территорию для искусства, обсуждать это понятнее и интереснее — а как иначе?»
13. Высказанные «от Бойса» слова – осколки чистого марксизма и особенно ленинизма. СССР с самого начала развивал образование, самодеятельность, спорт, клубы – чтобы гражданину СССР (при повышении в перспективе производительности труда и освобождении от трудовой повинности) было чем заняться. И даже до того, как появится свободное время. Не исключено, что Бойс, как и любой западный радикал, подковывался на Марксе, Мао, Ленине, Троцком, Бакунине, а не на хвосте других радикалов. «Современные практики» опираются на эмоции, им не хватает информации о теориях «до того, как искусство подменилось практиками». Во время анархо-марксистских студенческих революций 1968 года во Франции, Италии, Мексике и США «протест», «отказ» пришли на смену «буржуазному рационализму»…
Алина Стрельцова: «Помимо Екатеринбурга, Биеннале захватывает и новые территории, не только расширяя сферу своего влияния, но также принимая ответственность за то, что происходит, в частности, в Нижнем Тагиле и Тюмени — пространствах консервативных взглядов, где никакого современного искусства не так давно не было вовсе» (https://iskusstvo-info.ru/rabota-nikogda-ne-zavershaetsya-spetsialnyj-proekt-uralskoj-industrialnoj-biennale-sovremennogo-iskusstva/)
14. Ответим на консерватизм: не туда ткнулись. До десанта в любой регион изучайте «матчасть» и не тешьте себя мессианством – выглядите смешно.
Впрочем, умолкаю – оставляю с работами актуального и нового искусств.
2. Древний пример образных средств в неразрывности – описание Иисуса после воскресения: «вид его был как молния и одежда бела как снег». «Как» – одно из средств выразительности (поэтики): сравнение, за счёт которого создаётся непередаваемо ёмкий, цельный и грандиозный образ.
3. Пример нетленного искусства – работы из зала А. Боттичелли в Уффици (Флоренция). Всегда толпа зрителей. Сложно фотографировать за стеклом, цвет изменён от времени…
4. Потом всё менялось, но вокруг п.1., в той или иной мере. Самые простые примеры.
5. Потом – Первая мировая война. В России «культурные» люди ликовали. В Европе несколько дезертиров сбежали в нейтральную Швейцарию. В кабаре «Вольтер» в 1916 году придумали антиискусство, автоматическое письмо, игру «Изысканный труп», известную ещё как «Абракадабра» (первая фраза звучала «изысканный труп выпьет свежего вина»). Упрощенно тогдашняя ситуация выглядит так. Ребятки не хотели сложить головы на поле брани. Они были не бедными, поэтому не любили капитализм, лицемерие, продажное искусство, а в годы войн и перемен искусство – инвестиционный капитал. Так возникли подмены: взамен театра – скандальные импровизации (жизнь!), вместо художественности – пощечины «буржуазному эстетизму». Маркером группы избралось слово «дада», в т.ч. известно что означающее в русском языке.
6. Дада был сознательно анти-искусством. Красота не спасла от бойни 10 млн. душ 1910-х годов, не спасла позже больше 80 миллионов душ Второй мировой (29 млн – жители СССР, 38 – Китай, 10 – Германия, плюс «»ерундовые» миллионы Кореи и других стран. Внутри «современного искусства» было много направлений: постимпрессионизм и экспрессионизм, фовизм, сюрреализм, функционализм и ардеко, реализм и соцреализм, реджионализм и др.
7. Следующее восстание против искусства относится к США и Англии 1950-х годов. Появился поп-арт. Упрощенно: его создали люди творческие, по первости отрицавшие поэтику, смыслы и образы. Поп-арт продолжил «отрицаловку» дадаизма – одна из больших выставок 1968 года называлась «От дада до поп-арта». В поп-арте «канализированы» дадаистский «реди мейд» (ready-made, от ready «готовый» и made «сделанный»). «Мона Лиза с усами» и «Фонтан» нетерпеливого Дюшана растеклись по поп-арту и использовались «печатниками», «бутафорами», «вещниками» и «коллажистами», то етсь в четырёх техниках поп-арта.
«Кровать» Венецианская биеннале отказалась выставлять. Американские дипломаты в Вене объяснили итальянским коллегам последствия. Итальянцы выставили работу как бы не на выставке, практически рядом, как бы с другими экспонатами, и были прощены американскими друзьями.
8. Самое простое отрезать поп-арт и другие от «посконного» авангарда – геометрической абстракции и направлений «выразительного искусства» и настоящего левого искусства авангарда, – каким было «производственное искусство» или дизайн. Неоавангард вместит много направлений – хеппенинг, отрицавший любую фиксацию со_бытий, минимал-арт (искусства земли, воды, воздуха и т.п.), боди-арт, искусство среды (environmental art), бедное и концептуальное искусства. Если бы кому-то была интересна теория, я бы ХХ век разделил на «концептуальные искусства» и «имитационные» (хотя все искусства и «практики» ХХ века концептуальные). Разница лишь в том, как относятся к красоте и что хотят сказать или просто мажут и делают без ума. Что А. Дюрер сделал в свое «Меланхолии»: искусство мучительно рождает «шестое чувство», тогда как ремесло (малый ребёнок, Путти) что-то упёрто чертит или сочиняет.
9. Тогда, в 1984 году это называлось «соц-арт», по аналогии с американским поп-артом. Как и поп-артовцы, наши использовали «культовые» товары и упаковки, рекламные девизы (слоганы) – то есть повседневное, превратившееся в массовые шаблоны. Но. Примерно раз в пять лет – как замечено умными людьми – происходит ревизия языков. И если нового (в реальности) много не происходит, то по крайней мере меняется сленг, словечки и создаётся ощущение «передовизма». Из недавнего: сотрудничество стало «коллаборацией», общение – «коммуникацией», «место» стало «локацией», хотя дислокация локации осталась на месте…
Произошла смена словесных кодов, и наиболее круто – в актуально-контемпорари не-искусстве. Соц-арт стал «актуальным» (contemporary art), а теперь и современным искусством. Акцент на «искусство». Образность отрицается, красота несовременна (поговрите об этом с вашим визажистом или архитектором бровей!) Словесная изощрённость – примета пустоты. Повезло и знаменитому парижанину Илье Кабакову и его соавтору Эмилии.
10. Современное искусство (изначальное) – примерно до 1990-х годов (см. п. 1), использует образные приёмы выразительности – всё ту же поэтику (метафоры, сравнения, переносы свойств, соединение качеств. Важное качество и критерий – неразрывность свойств, когда ничего нельзя изменить). Современное искусство не отрицало красоту и ценности, а с 2010-х годов в «постсовременности» (в новом искусстве) происходит возвращение к реализму, метафорам, даже к гиперреализму и натурализму, изобразительности и поэтике разнообразного рода.
Даже в такую техногенную сферу как архитектура возвращается поэтика, и архитектура также претендует на союз со «знатнейшими художествами» (живопись, скульптура, архитектура).
11. Хотя с 1916 года слово «искусство» было не в чести, оно вновь в чести. «Комиссары» (не «в пыльных шлемах» Окуджавы) и «кураторы» путаются в теориях: «Самое главное: искусство перестало быть связано с темой прекрасного, поэтому художники ничем не ограничены. За прекрасное отвечает дизайн, а искусство может задавать неудобные и сложные вопросы» (Алиса Прудникова, комиссар биеннале, интервью газете «Тюменская область сегодня»). Невольная калька Томаса Мальдонадо: «Людям недостаточно того, что произведения искусства стали товаром. Они хотят, чтобы товары стали произведениями искусства». Искусства.
12. В «актуальном» вместо искусства – «практика». Понятно, что появление вставки «индустриальная» всего лишь клон англо-саксии. Гульните по «industrial art»: это не промдизайн, другое: включаю еду, слесарное дело. Мотивация термина: сделать привлекательными повседневные ремёсла, искусство манит.
Цитаты и визуальные комментарии.
Из ВК: «Индустриальная культура и индустриальное искусство – довольно интересные явления, никак не заявленные в академических кругах, а если и заявленные, то совсем не как эстетическое явление.…Я не ратую за то, чтобы кардинальные изменения творческого мышления, восприятия происходили во всех умах, окрепших и неокрепших. НЕТ! Но поворот к альтернативной эстетике возможен там, где это актуально (своевременно) развитию индивидуального творческого мышления» (https://vk.com/club10835786)
Из публикации Алины Стрельцовой в электронном журнале: «По сути, грядёт реализация бойсовской максимы: каждый человек воистину станет художником, просто потому, что ему больше некуда деваться — других задач для него не останется. На этой эмоции — беспокойства от наступления прекрасного технологического будущего, которого не избежать, — основано все повествование. И, конечно, именно на примерах местных художников, художников из городов, которые освобождают территорию для искусства, обсуждать это понятнее и интереснее — а как иначе?»
13. Высказанные «от Бойса» слова – осколки чистого марксизма и особенно ленинизма. СССР с самого начала развивал образование, самодеятельность, спорт, клубы – чтобы гражданину СССР (при повышении в перспективе производительности труда и освобождении от трудовой повинности) было чем заняться. И даже до того, как появится свободное время. Не исключено, что Бойс, как и любой западный радикал, подковывался на Марксе, Мао, Ленине, Троцком, Бакунине, а не на хвосте других радикалов. «Современные практики» опираются на эмоции, им не хватает информации о теориях «до того, как искусство подменилось практиками». Во время анархо-марксистских студенческих революций 1968 года во Франции, Италии, Мексике и США «протест», «отказ» пришли на смену «буржуазному рационализму»…
Алина Стрельцова: «Помимо Екатеринбурга, Биеннале захватывает и новые территории, не только расширяя сферу своего влияния, но также принимая ответственность за то, что происходит, в частности, в Нижнем Тагиле и Тюмени — пространствах консервативных взглядов, где никакого современного искусства не так давно не было вовсе» (https://iskusstvo-info.ru/rabota-nikogda-ne-zavershaetsya-spetsialnyj-proekt-uralskoj-industrialnoj-biennale-sovremennogo-iskusstva/)
14. Ответим на консерватизм: не туда ткнулись. До десанта в любой регион изучайте «матчасть» и не тешьте себя мессианством – выглядите смешно.
Впрочем, умолкаю – оставляю с работами актуального и нового искусств.
Геннадий Вершинин
«назад