Он проводится раз в год в сентябре Международной Общественной Организацией Содействия Архитектурному Образованию (МООСАО, штаб-квартира в МАРХИ). Не исключено, что нынешний конкурс - последний - слишком серьезные проблемы для подобных образовательных проектов создают новые российские законы, юридическая и бюджетная практика. Ссовет МООСАО, в котором приняли участие ректоры и представители 42 ведущих архитектурно-дизайнерских вузов, пессимистически рассматривал те юридические казусы, которые вывалил на воспаленные головы организации российский законодатель, не привыкший грузиться спецификами искусства, образования и прочей общественно-культурной практики.
XVII конкурс прошел 12 - 18 сентября в Самаре, гигантском мегаполисе с огромным архитектурным наследием времен модерна и историзма. Жаркая до того погода испортилась в полном соответствии с нервной атмосферой конкурса - дождь и холод сменялись солнцем и слабым теплом. Свыше 500 работ, если верить нормативам, были отобраны вузами из примерно 7 500 выпускных работ этого года и представляли лучшие достижения вузов Китая, России, Беларуси, Украины, Армении, Азербайджана, Казахстана. Лауреатские дипломы раздавали референтуры, добровольные сообщества участников конкурса. Их решения утверждали Большие комиссии, а затем проверял на прочность генералитет МООСАО. О напряжении многоступенчатых споров говорит тот факт, что итоговая комиссия МООСАО работала за плотно закрытыми дверями в "оцепленных замками" аудиториях при полном отсутствии лоббистов от вузов.
Пользуясь правами хозяев, Самарский архитектурно-строительный университет выставил 55 работ - и все высокого качества. Следует признать, что эта школа архитектуры - пожалуй, лучшая в сегодняшней России: умеренное число инноваций, высокая вербальная и исследовательская культура проектов, высокий графический и технологический техницизм, налет глобальности отличают работы самарских выпускников. Увы, современная архитектура Самары уступает своей архитектурной школе. Преподаватели в частных разговорах отмечают конфликт, существующий между школой и архитектурными властями города. Не случайно, дипломы, присужденные самарской архитектурой, не совпали с наградами международного и европейского жюри. Это похоже на ситуацию в Тюмени - одна из лучших российских школ мало проявляется в городской среде, царствует в которой повседневность и банальность.
Кроме международных референтур было и специально приглашенное англо-немецкое жюри. Оно отметило преувеличенный масштаб российских дипломных проектов, невозможный на Западе состав и сложность работ. "Западники" справедливо отметили и такой момент российской архитектуры - "уход из нее человека, человеческого измерения". Этот недостаток присущ и самарской школе - ее красивые проекты создаются для некоего интернационального мегаполиса, а не для города с огромной и запоминающейся историей (в котором, кстати, никто из пешеходов не знает, где расположен художественный музей или известный "Дом со слонами" - памятник архитектуры национального значения!).
Масштабность, гуманитарная обезличка и очень высокий графический уровень свойствен и работам второй ведущей школы России - МАРХИ. Некоторые работы кажутся сделанными то ли десять, то ли двадцать лет назад, но являют собой несомненное эстетическое и графическое зрелище. Как и прежде графическое искусство подменяет архитектуру. Восхищает профессорский надзор - на дипломника МАРХИ приходится до 4-х профессоров! Какие уж тут эксперименты - в 2008 году МАРХИ выпустил 400 архитекторов, школа работает как отлаженный конвейер.
Подрастают новые школы - сегодня они есть от Владивостока до Тулы и Воронежа. К сожалению, они не идут своим путем - клонируют МАРХИ, и в этом великое значение этой несомненной выдающейся школы и одновременно ее ужасающее влияние на всю постсоветскую архитектуру: нет развития. Китайские проекты отличались ориентацией на западный проектный опыт, как по содержанию, так и по форме - вообще появление на подобных конкурсах корейцев, немцев, итальянцев всегда нарушает стройные единообразные ряды участников. Но этот конкурс и не служит цели выявления инноваций, как ни старался его основатель и идеолог академик и вице-президент РААСН Александр Владимирович Степанов. Конкурс сохраняет роль общественного надзора за профессиональным уровнем школ, выстраивает их рейтинг. Подведение итогов конкурса было требовательным и без оглядки на чины и статусы.
Дизайнерский конкурс был много меньше и,- по отзывам постоянных участников, - слабее, чем в предыдущие годы. Преобладали относительно молодые школы (из "старых" - только УралГАХА и Строгановка). Работы дизайнеров отличались разнообразием, как в прямом, так и в переносном смысле. Тон задает УралГАХА со своими филиалами. Строгановка верна себе многие годы: в любом классическом вузе хороший техничный уровень и практически исключены инновационные прорывы. Многие школы - на перепутье между архитектурным проектированием (работы в жанре "дизайн архитектурной среды" - это еще плохая архитектура, или уже плохой дизайн?) и собственно дизайном. Были и явно самодеятельные работы - чего стоили некоторые "плакаты" или "графический дизайн", вызвавшие вспышку гнева у проф. И.Г. Лежавы, потребовавшего ликвидировать этот "дизайн" из "приличного" конкурса МООСАО. На удивление эта дизайнерская самодеятельность была неплохо оценена многими членами референтур, что заставило принять решение о профессиональном отборе в референтуры следующего конкурса - в отличие от добровольно-заявительного принципа их формирования.
Лучшими были промдизайнерские и средовые работы УралГАХА, ханты-мансийского и тюменского филиалов, промдизайн Строгановки, средовые работы саратовской и самарской, интерьерные - ульяновской дизайнерских кафедр. Тюменский институт дизайна и отделение дизайна Тюменского колледжа искусств (единственное среднее заведение в вузовском конкурсе) еще на один год остаются единственными школами, все работы которых награждены дипломами лауреатов (3 - колледж, 4 - институт). Вопрос - как надолго?
(Всего у колледжа и института с 2000 по 2008 год 28 дипломов I степени и 8 дипломов II степени МООСАО. Всего в ТКИ и ИД - 67 лауреатов международных и 32 - национальных конкурсов. Абсолютный рекордсмен - Евгений Мелентьев, являющийся дважды лауреатом международных конкурсов и трижды - национальных).