новости   информация   мастера   образование   статьи      издания 
 
 
 
Мнения



официальные сайты сообществ и организаций:
Youtube-канал art-design
Rutube-канал art-design
www.wdo.org
www.ico-d.org
www.sdrussia.ru

информативные дизайнерские сайты:
www.designforum.fi
www.designmuseum.fi
www.kunstindustrimuseet.dk
www.svenskform.se
www.design-center.co.jp
www.designmuseum.org
www.cooperhewitt.org
www.design-center.de
www.kak.ru
www.goldenbee.org
www.vitra.com
www.4block.org
www.yankodesign.com
www.gullsten-inkinen.com
www.wolffolins.com
www.projector-magazine.ru
www.design-history.ru
www.f2f-mag.ru

образование:
www.aabookshop.org
www.aalto.fi
www.arts.ac.uk
www.abk-stuttgart.de
www.usaaa.ru
www.school.imadesign.ru
www.stroganovka.ru
www.rca.ac.uk
27thpolygon.blogspot.ru
www.britishdesign.ru

конкурсы:
www.daafest.ru
www.red-dot.com.sg
www.red-dot.org
www.idva.info

сайты о дизайне и архитектуре:
commons.wikimedia.org
www.a3d.ru
www.designet.ru
www.omami.ru
www.novate.ru
www.rudesign.ru
www.manworksdesign.com
www.archi.ru
www.kibardin.com
www.teambywellis.com
www.bang-olufsen.com
www.ikea.com

забавно:
www.conclave.ru

фототехника:
www.focused.ru
www.fotogu.ru

ландшафтный дизайн:
www.rfc-online.ru
www.landshaft.ru
www.lade.ru
www.ldci.ru
www.anthonypaullandscapedesign.com

сайты об искусстве:
www.artru.info
www.ncca.ru
www.designmuseum.org
www.louvre.fr

шрифты:
www.paratype.ru
www.calligraphy-expo.co
www.calligraphy-museum.com
новости
 
 
Фото
Вводный зал выставки "101 портрет". Петровское время
В "боярской зале" рядом с портретами - фрагменты интерьерной живописи. Укрупненные фрагменты - одна из добрых находок авторов
Сарра Элеонора Фермор Вишнякова ожила в тюменской обманке рядом с фрагментом павловского интерьера
Тюменский портрет - подлинник, фоном - шпалерная развеска из дворца XVIII века. Обратите внимание на портрет слева вверху
Фрагмент живописной анфилады залов
Генеалогическое древо является и интерактивной познавательной игрушкой
Еще одна игрушка - гадания-перевертыши. Можно приклеить мушку и попялиться в зеркало (только для женщин)
Главный хранитель музея искусств почти во всей его жизни Людмила Овсянкина и куратор выставки Ирина Яблокова обсуждают экспозицию
Ирина Яблокова еще долго будет размышлять "о древних и новых" экспозициях и музейных решениях
Опытная Людмила Овсянкина оптимистично смотрит на результат, считая выставку историческим шагом вперед
"Женский зал" выставки
"Граффити" на стене "женского зала"
В этом мультимедийном зале представляется научное исследование Ирины Яблоковой
"Крестьянская судьба" в тюменских портретах. Слева - интерактивная игрушка - виды Тюмени
За "крестьянским залом" - зал мультимедиа
"Артистический будуар" - финал выставки
Портрет Мары Олив
Дизайнерская шутка - суфлерская будка с видом на "спектакль", роль которого играет фильм "Женитьба"
Плакат выставки и панорамная гравюра с видом столицы - Петербурга.

В середине декабря в Тюменском музее изобразительных искусств открылась выставка "101 портрет". Ее основой стало исследование коллекции русских портретов музея, которое велось Ириной Яблоковой несколько последних лет на гранты Министерства культуры (президентские гранты?) Дизайнеры проекта - Максим Пискулин (6 курс Тюменского института дизайна) и Наталья Щипачева (выпускница этого института 2009 года, кстати, как и Максим - также лауреат международного конкурса дипломных проектов за эксподизайн).

Впервые открытие выставки собрало всю тюменскую власть, вообще-то охотнее посещающую спортивные площадки, помимо неизбежных советов и совещаний. Ожидался Губернатор, но он не смог быть из-за приезда С.С. Собянина. Открытие не позволяет ничего толком рассмотреть и понять, ну да выставка будет работать до весны. Она строится на огромной информации, большом числе работ, в том числе и показывающихся впервые - все работы из фондов музея искусств. Выставка стала событием музейного дизайна: она содержит в себе многое из того, о чем дизайнеры давно мечтали и отрабатывали в своих проектах. Кстати, большая часть приемов была отработана в двух проектах классической экспозиции музея, разработанных в 1990-е годы дизайнерами, в том числе Николаем Пискулиным, Николаем Макаровым и автором этих строк, но так и оставшимися на бумаге.

В "101 портрете" - не только классические розенблюмовские экспозиционные натюрморты (здесь они не слишком удачны из-за небогатых декоративных фондов), но и средовые баннеры, обманки, мультимедия и много еще чего. Если бы подобный путь музейного экспо-дизайна последовательно развивался, то сегодня бы никто не ломал голову над тем, как сделать новый огромный лабиринт краеведческого музея - все легко.

В выставке экспонаты попали в близкую им среду, эта среда информативна и интересна. Совершенно точно "музейной пыли" она лишена. По 9 залам "101 портрета" мы можем представить, во что мог бы превратиться наш музей искусств, если бы все его коллекции были осмыслены и поданы дизайнерами каким-то подобным образом. Напомню, что Максим Пискулин совершил нестандартный поступок - предложил свои услуги Комитету по культуре и музею, и это оправдалось.

Можно поздравить музей и всю нашу культуру с появлением второй настоящей современной экспозиции, возникшей вопреки даже такой "неэкспозиционной теме", какой является портрет. (Первой была "Тюменская золотая кладовая", сделанная студентками Ю. Дворянских, Е. Артемовой, В. Хомяковой 1998 году, но ее размер был много меньше, а начинка проще)

Эксперимент можно отнести к разряду удачных, а факт выставки и экспозиции записать в категорию эпохальных. Не маленькую роль сыграли не только самоотверженный труд Ирины Яблоковой, Максима Пискулина и Натальи Щипачевой, но и содействие Комитета по культуре Тюменской области, но главным образом - финансовые подвиги директора музеев П.Э. Головина, сумевшего привлечь необходимые внебюджетные ресурсы.

А теперь - "о главном". О проколах. Пока в экспозиции есть "баннеры", "обманки" - пространство держится, организуется. Как только крупные формы исчезают, начинается разнобой. Есть проблемы с семантикой, видимо, возникшей на экономической почве - голубой - "женский зал" не органичен по цвету, да и ядовитая красная обивка мягкой мебели хорошо смотрится лишь на фото. Надо было ее прикрыть тон-в-тон. По масштабу зал мелковат, несмотря на воздушный потолок, не органичны времени "граффити" на стенах. Мужской "фиолетовый" зал не менее сомнителен. Во-первых, в том времени фиолетовый - "вдовий" цвет, а не вообще цвет. Во-вторых, сегодня он еще главная семантема однополой любви. Вообще гендерное разделение общества по сегодняшним правилам не соответствует "двуполой" и гендерно цельной культуре XVIII - XIX веков. Эклектичен последний "театральный" зал - для него просто нет экспонатов, пошлятинкой отдает "гримуборная" - не артистизмом, но купеческой банальностью. Затея с суфлерской будкой должна быть интересной детям.

Не очень органичен "крестьянский" зал - рядиться "под избу" у нас любили не только в XVIII веке, видимо, и сейчас: плохо собранный деревянный пол и цветные стены с музейным светом не убеждают, как и академическая живопись рядом с горшками - странная надуманность.

Не работает как надо мультимедия. Плохо сделаны подставки под этикетки. Неудачны цитаты на стенах, выполненные курсивным гротеском (Максим, не надо курсивных гротесков! - это отстой, особенно применительно к XIX веку, сколько можно говорить). Техника исполнения некоторых деталей (торцы ДСП, стыки, шурупы, ввернутые в паркет - это не хорошо).

Но достоинств больше - общий замысел, настроение, выставочная среда; придуманные дизайнерами игрушки (не интерактивные киоски, а именно игровые находки - перевертыши, раскладушки).

Некоторые говорят об "издевательстве" дизайнеров над авторами работ. Конечно, серые стены с повешенными в ряд работами не были издевательством? Говорят о том, что надо бы посдержаннее использовать цвет. Зачем? Разве цвет повредил хоть одной работе? Разве те люди, которых музей мечтает "уловить" не дети зрелищной культуры?

Более интересны разговоры о том, что надо бы эту выставку "продать" другим музеям и регионам (дожили!) И здесь - серьезная проблема. Небольшой опыт и отсутствие такой глобальной задачи, как "продажа" выставки на маршрут, не позволят именно эту выставку транспортировать. Но "продажную" и передвижную задачу надо ставить и искать ее решения. Европейские выставки делаются быстро и легко монтируются, вовсе не месяц, как эта. То, что первая большая и сложная по решениям выставка монтировалась месяц - проблема, которую надо проработать в следующих проектах. Пора перестать ныть, что мы, дескать, не можем, не готовы, что вот где-то что-то и кто-то есть, но только не у нас. Пора доверять своим специалистам и дать им возможность строить свою культуру. А для этого полезно окончательно прогнать присущую нам тюменцам спесь, обильно приправленную комплексом неполноценности, и просто работать со своими специалистами. И давать им деньги, на музейные проекты больше, чем на гранитные тротуары, которые и в Париже, и в Стокгольме редкость по бедности, и не только на спортивные дворцы, которые тоже в меру нужны, как и подобные проекты.
art-design
Иллюстрированная хрестоматия по дизайну.

art-design
Н.В. Воронов.
Дизайн: русская версия.


art-design

Буклет: Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусства


art-design

Дизайн. Документы-2.


art-design

Дизайн. Документы-3.


art-design

Дизайн. Документы-4.


art-design

Елена Улькина.
Графика, инкрустации по драпу.


art-design
Новое искусство Тюмени.


art-design
Новый_Новый Гардубей: Ищите женщину.


© Дизайн: Антон Аникин
© Программирование: Максим Деулин
Тюменское отделение
Союза дизайнеров России

625048, Тюмень,
ул. Карская 38, оф. 225
Тел.: +7 905-823-34-23
E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru