|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МУЗЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ИШИМЕ
21 мая Ишимский историко-художественный музей организовал научно-практическую конференцию (уже вторую), на которой обсуждались пути и проблемы активизации художественной жизни города. В сборнике материалов, изданном скромным тиражом в 120 экз., опубликованы 19 выступлений участников из Ишима, Тюмени, Омска, Санкт-Петербурга, есть и цветные иллюстрации. Известный ишимский филолог, историк и краевед Татьяна Павловна Савченкова рассказала об архитектуре модерна, которую изучает многие годы параллельно с основной своей деятельностью. Татьяна Павловна известна как историк литературы, исследователь жизни П.П. Ершова, родившегося, как известно, в 18 км. от Ишима в селе Безруково, крещеного в Богоявленском соборе Ишима. На основе ее данных и при ее участии сняты 2 фильма - питерским документалистом Артюховым (их можно иногда видеть на телеканале "24 ДОК"). Ишимский модерн, ставший предметом изучения Т.П. Савченковой, своеобычен и очень интересен. К сожалению, как и вся старина, он уходит. Поскольку мы не в бедной памятниками Германии, в которой американцы во Вторую мировую уничтожили ковровыми бомбежками большую часть памятников, то мы и не трясемся как современные немцы над каждым камнем или историческим фрагментом. Ишимцы не первый год переживают по поводу того, как изгажены непрофессиональными реконструкциями вокзал, привокзальная площадь и знаменитый некогда перрон - один из самых запоминающихся на Транссибе. Знаю не понаслышке, как много граждане сокрушаются по поводу утраты городом своего лица. Тем ценнее, что Савченкова сохранила - благодаря фотографиям Геннадия Крамора и рисункам Рудольфа Симанова - хотя бы виртуальный облик уходящей натуры. Может быть, когда страна наша выздоровеет от варварства, по этим материалам удастся восстановить новоделы. Геннадий Крамор - не без иронии - представил новые постройки Ишима, польстив им названием "постмодерн". Это смело названо. В его анализе мы увидели, как забавно переплетаются в проектах современных архитекторов мотивы светской и церковной архитектуры, как "храм" временами меняет свою природу, превращаясь в "храм" Бахуса или стяжания. Фотоархив Г. Крамора несомненно уникален. Он познакомил нас и с народным скульптурным творчеством, заполонившим не только ишимские улицы. Скульптура в современном мире - один из кризисных жанров (тяжелое творчество). Образцы нелепицы есть в столицах всех государств, провинция здесь не исключение. С огромным вниманием участники познакомились с выступлением О.Н. Лобзовой, омским искусствоведом, изучающим коллекцию икон Ишимского музея (всего - около 150 работ). Исследователь дала убедительную классификацию икон по школам, манерам и даже по ситуациям, в которых работы были написаны. Еще одна молодая участница - Ю.Г. Терехова, как и Лобзова, явилась на чтения с поезда. Юлия бодрым голосом объявила, что сама она не интересна, поэтому сядет за компьютер и покажет то, что интересно - монументальные росписи интерьеров, открытые ею в экспедициях по Вологодской области. Материал, показанный ею, действительно интересен и уникален. Не случайно молодежь из разных городов быстро сговорилась о проведении в ближайшее время научной экспедиции уже в Ишимском районе. Жаль, что показанные Ю. Тереховой работы, сложно воспроизвести, будем надеяться на подробные публикации. Вообще энтузиазм и оптимизм музейных работников впечатляет - никакого нытья, паники по поводу кризиса. Многие из них так живут всегда - занимаются любимым делом, по-сути подвижничеством, как-то выкручиваясь в скромном личном бюджете, находят деньги на поездки, покупку книг, цифровую технику и при этом интересны по человечески во всех отношениях. В.М. Лузина - куратор конференции подробно рассказал об акциях своего музея, работающего в обычных стесненных условиях, привычных для российских музеев. Музей комплектуется, недавно Росизо выделил музею несколько десятков работ известных российских мастеров. Ее выступление дополнили молодая сотрудница музея - Ирина Жерносек, а также студент Ишимского пединститута Г. Кельберер ("Музейный туризм в культурном пространстве Ишима"), отправившийся сразу после выступления на занятия. Заметно, что в музее Ишима молодые кадры, это внушает оптимизм. Очень стильно выглядело выступление директора Сладковского музея - Е.Н. Останиной, грамотное, интеллигентное и профессиональное. Можно порадоваться, что - вопреки трудностям и сдержанному отношению к музеям предпринимателей и власти они растут и занимают свое место под солнцем. Подобный процесс - формирования множества новых музеев во всех населенных пунктах - от столиц до деревень прошла Европа двадцать лет назад. В Германии, как нам рассказывали, многие музеи возникают как инициативная деятельность жителей, на общественных началах, а позже получают бюджетную поддержку государства и муниципалитетов. Опасения, высказанные Г. Крамором относительно тотальной музеефикации страны напрасны и преждевременны. На них ответил Г. Вершинин (Тюмень), сославшись на мнение крупнейшего историка и теоретика современной архитектуры - американца Чарльза Дженкса, считающего, что музеи превратились сегодня в главные очаги культуры, интерактивного досуга, информации и просвещения. Такие новые музеи, как "Музей журналистики" в Вашингтоне и многие другие - примеры хорошо продуманных проектов, огромных по площади, наполнению функциями и огромному числу посетителей. Российская ситуация, когда в главный музей российского искусства - Третьяковку заглядывает по 500 тыс. человек в год - миру уже не знакома. Парижский Центр искусств им Жоржа Помпиду, эта фабрика искусства, с которой начались современные музеи, ежегодно посещают 6 млн. человек (при населении Парижа менее 2 млн. и Большого Парижа - ок. 10 млн.) И у нас все будет хорошо - как только музеями займутся увлеченные, современно мыслящие профессионалы. Ишимская конференция, несмотря на скромный размер, стала камешком в фундамент современного музейного процесса, за что спасибо организаторам и участникам. Информация о конференции и деятельность ишимского музея есть также по адресу http://ershov.ishimkultura.ru Г. Вершинин «назад |
|
Тюменское отделение Союза дизайнеров России 625048, Тюмень, ул. Карская 38, оф. 225 |
Тел.: +7 905-823-34-23 E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru |