Англия первая в мире создала теорию и начала практику дизайна. Тогда, во второй половине XIX века, он виделся противоядием от унификации и подавления человека машиной. Преддизайн создавал Уильям Моррис и другие в рамках движения «искусства и ремесла».
Усилиями энтузиастов Великобритания также первой – с 1966 года начала внедрять дизайн в школьное и вузовское образование (включая ведущие университеты; схожие попытки были и в СССР вроде курсов «художественного конструирования» в технических вузах). Этот процесс приобрел общегосударственный масштаб во время реформы образования, предпринятой Маргарет Тэтчер, сделавшей образование не только общедоступным, но и подчиненным актуальным задачам культуры и хозяйства страны.
В Великобритании есть министерство дизайна – Британский совет (The British Design Council). Среди его деяний – ведение с начала 1990-х годов индикатора успешности товаров и услуг – «дизайн индекса» (Design Index) фирм, использующих дизайн. Судя по индексу, процветают в первую очередь те предприятия, в которых дизайн – основа политики.
Так же из Англии пришла идея Дизайна с большой буквы – или Третьей культуры. В дополнение к традиционным – гуманитарной культуре и науке ее открыл Отдел исследований RCA (Королевского колледжа искусств) еще в 1979 году. Тогда же появилось и глубокое (хотя и не бесспорное) определение Третьей культуры (Дизайна): «совокупный опыт материальной культуры и совокупный массив знаний, навыков и ценностей, воплощенный в искусстве планирования, изобретения, формообразования и исполнения».
Дизайн – в соответствии с такой трактовкой шире создания красивых вещей: он охватывает все сферы современности, в первую очередь – т.н. «креативную экономику», являющуюся в Великобритании синонимом «национальной культурной политики».
Энн Прингл (посол Британии в России): «креативная индустрия сейчас – «большой бизнес», причём на сегодняшний день Великобритания является лидером в продвижении этого бизнеса». По ее словам, главная ценность и особенность креативной экономики – в том, что творческое мышление применительно к экономике позволяет по-новому взглянуть на концепции, вещи и пространства, чтобы развивать их в современном мире.
С 1998 г. в Великобритании впервые предпринято картирование экономики (Creative Industries Mapping Document).
Джон Ньюбайджин: «Мы тогда поставили для себя вопрос: «Какие виды деятельности, основанные на профессиональных навыках, творческом потенциале и художественном таланте, способны стать источником экономической прибыли?»
В 1998 году были выделены следующие области на «карте» творческих индустрий Британии:
- реклама,
- архитектура,
- искусство и антиквариат,
- промыслы и ремесла,
- дизайн,
- мода,
- кино- и видеоиндустрия,
- развлекательные интерактивные программы,
- музыка,
- исполнительское искусство,
- издательская деятельность,
- программные и компьютерные услуги.
Согласно докладу «Творческая Британия» (2008, исследование Британского Совета) в творческих индустриях Великобритании занято более 1,1 млн. человек. Этот сектор экономики экспортировал товаров и сервисов на 16,6 млрд. фунтов. В 2007 г. объемы прибыли креативного сектора составили 6,2% валового внутреннего продукта - ВВП (по материалам
www.design-management.ru).
Сегодня очевидно, что церемония открытия лондонской Олимпиады-2012, как и масса проектов, связанных с Олимпиадой, являются квинтэссенцией Дизайна, становящегося основой креативного мышления, способом отношения к миру и человеку. Дизайн-проект «Олимпиада 2012» является во многом нетипичным для рядового дизайна – но это именно Дизайн: по структуре, составу и делам проектных команд.
Главное в этом проекте – реанимация Стратфорда, депрессивного пригорода Лондона, над которым работала масса людей под руководством ландшафтного дизайнера Джона Хопкинса, а также Мартин Хиллер, Дэвид Холланд и др. Проект реанимации включал проект развития района (сюда переедет университет Восточного Лондона и много кто еще). Крупнейший транспортный узел превратится в экологический район-парк, крупнейший за последние 150 лет. В Олимия-парке уже высажены более 2000 деревьев-крупномеров, более 300 тысяч болотных растений на газонах из кокосового волокна (семена собраны в запущенном Стратфорде и вернулись туда жев новые условия). В районе уже обосновался Самсунг и другие современные предприятия…
Отзывы о церемонии открытия: от бурного восторга до неприятия. Дмитрий Медведев: «На мой взгляд, доминантой этого мероприятия, помимо, конечно, идеи спорта, идей Пьера де Кубертена, была идея британской музыки, которая была подана во всей красе, с учетом того, что британскую музыку любят и слушают очень во многих странах мира и в Российской Федерации тоже». Дмитрия Анатольевича заинтересовали «многие идеи». Он считает, что мы также должны обратить внимание на визуальную сторону открытия, но сделаем открытие не таким длинным.
Говорят, что «британские СМИ наперебой называли постановщика церемонии открытия игр гением». ИТАР-ТАСС: «Французская теннисистка Амели Моресмо, комментировавшая церемонию в прямом эфире на телеканале TF1, заметила, что "англичане много всего напридумывали". Во Франции обратили внимание на слишком затянутую интермедию с детьми и медсестрами, которая была посвящена Национальной системе здравоохранения Англии.
Признав, что английская бесплатная медицина, безусловно, хороша во многих аспектах, французские комментаторы не преминули отметить, что "ждать своей очереди на прием там, конечно, приходится по несколько недель". (Кстати английская бюджетная медицина скопирована в Советском Союзе, как и медицина Швеции, Дании, Ирландии, Италии, – ВГВ). С усмешкой были встречены кадры, на которых Елизавета II появляется в компании агента 007 и собак ее любимой породы корги - по мнению французских масс-медиа без корги не обходится уже ни одно упоминание Ее Величества в массовой культуре».
В Твиттере зимбабвийского журналиста Ранги Мбери содержится и другой упрек: "Великобритания явно приукрашивает свою историю. Почему не было показано, как войска Британской империи завоевывали, разоряли, убивали и грабили?"
Левацкой чушью про мультикультурализм" назвал сценарий церемонии на своей страничке в "Твиттере" британский парламентарий от консервативной партии Эйдан Берли, однако на него тут же обрушился шквал критики, причем со стороны его же коллег тори.
Рик Берч, который считается лучшим в мире постановщиком олимпийских шоу, на счету которого церемонии открытия и закрытия Олимпиады-1992 в Барселоне, Игр-2000 года в Сиднее и туринской "белой" Олимпиады-2006, а также роль ведущего консультанта при подготовке к открытию пекинских Игр, заявил, что он был в восторге от технического воплощения задумки своего коллеги Бойла. "Промышленная революция получилась просто потрясающей, - отметил он. - А в кольца из "раскаленного металла", которые поднялись в воздух, я просто влюбился" (
www.itar-tass.com)
Очевидно, что церемония открытия, прежде всего, сделана «под телевизионную картинку», как многие проекты в архитектуре, дизайне создаются под публикацию в масс-медиа. Благодаря специфической театрализации, крупным планам и внятным комментарием некоторых каналов (Евроспорт) многие зрители смогли посмотреть ее не раз. Разработчики сценария глубоко продумали культурные и исторические коды и «якоря» церемонии, напомнили историю и проблемы Англии, включая «плохую» промышленную революцию XIX века, разрушившую зеленую идиллию «старой доброй Англии», спровоцировавшую социализм и дизайн; выбрали действительно глобальные исторические и культурные явления, близкие и понятные европейским наблюдателям.
Концепция проекта церемонии открытия – «Остров чудес», чудес, понятых по-разному. Ужасы бесчеловечного капитализма «железного века» («он мягко стлал, да жестко спать» – А. Блок), политические противостояния труда и капитала, движение суфражисток; разорение природы, подчинение человека машине, карикатурная убогость промышленных пейзажей – все это сделано динамично, зрелищно и потрясающе слаженно – если учесть, что в представлении участвовали почти 10 000 самодеятельных актеров-волонтеров. Фантастические технологии (не только 100 3D камер) – свет, пиротехника, звук, полеты и трансформации говорят о потрясающем «искусстве планирования и исполнения» проекта. И дело не в 27 млн. не наших денег, вложенных в церемонию (стоимость элитной квартирки или домика в Лондоне). Дело в идеях и людях, их придумавших и исполнивших (см. выше определение Дизайна).
Велосипедисты, изображавшие миротворных голубей (на репетициях, говорят, были утрачены несколько машин; на первом канале комментаторы почему-то упорно называли птичек «пузырьками»);
взлеты в воздух и приземления десятков статистов и статисток и «инвентаря», опасного своей машинерией и огнедышащего; детские хоры и реальные медсестры; 500 строителей и рабочих Олимпиады, сквозь эскорт которых проносился олимпийский огонь; здоровые и недужные знаменитости и простые граждане разного возраста и здоровья, молодые спортсмены и ветераны спорта;
традиции, история и хай-тек; разные музыкальные стили и исполнители; всеми любимые литературные и исторические персонажи, актеры и фильмы, поданные с иронией; триумф всеобщностей и личностей; шутки в английском духе (Роуэн Аткинсон- мистер Бин в комплекте с Лондонским симфоническим оркестром;
королева Елизавета – с чувством юмора – в роли десантницы в компании с Джеймсом Бондом);
наконец, намек на присутствие на церемонии каждого из 7 млрд. жителей планеты (хотя и в виде символа: клочка бумаги мирового текста) – какой же культурой, человечностью, проектным мышлением, живым умом и мерой обладают творцы церемонии открытия, транслировавшие авангардные ценности Дизайна на аудиторию от 1 до 4 млрд. человек! Да уж, «затянули»! Нормальные люди успели вздремнуть, проснуться, продолжить смотрение в других версиях и на других каналах. Почему же хочется пересматривать это шоу?
Кроме церемонии, о которой можно говорить (а некоторым не лень спорить), есть еще и дизайн в узком смысле слова: графика, фирменный стиль Олимпиады – знак, поддерживающие элементы, шрифты, пиктограммы, штандарты, декорация залов, бумаги, одежда служителей…
Логотип разрабатывался около года компанией Wolff Olins (
wolffolins.com – у компании потрясающий сайт) и стоил 400 тысяч фунтов стерлингов (о чем эта цифра?)
О цене логотипа пишут, как и том, что в начале марта 2012 года власти Ирана заявили о намерении бойкотировать Олимпийские игры 2012, так как логотип Олимпиады-2012 стилизован под слово «Zion» — Сион. Глава иранского Олимпийского комитета Бахрам Афшарзадех назвал логотип «расистским». Звучали еще более мудрые высказывания, что логотип Олимпиады похож на свастику.
Мне не нравится логотип. Но дело не в этом. Эстетические разногласия не при чем. Это дизайн, как он развивается в последние годы – грубоватый, деятельный, «уличный», сосредоточенный на проектной философии – не «красивый», но «правильный». Ломаные пятна знака (цифры 2012), кривой «реечный» основной шрифт, «неправильный» пурпур (понятно, что связанный с Виндзорами, уважением к королеве, но совершенно спорный по семантике); поддерживающие линии перекрестной сетки – в створе все той же проектной идеологии: разделенность (современного мира) и связанность тонкими нитями человеческих отношений и общих событий; ломаные «островные» контуры – разность и связанность; материальность и «прозрачность» - хрупкость и вещественность, грубоватость и прозрачность, вещество и – дух… Эти «идеи» работают не только на визуальном и рациональном уровне, сколько на «смутном».
Есть еще один момент. Проектировщики Олимпиады (не говорю – «организаторы», это у нас они будут «организаторы» – то есть начальники, как обычно решающие за проектировщиков и уже дающие интервью про графику нашей олимпиады) заимствовали одну существенную идею российской Олимпиады-80, продвигавшуюся тогда нашим великим дизайнером Евгением Розенблюмом. Равнодушный к спорту, он предложил одновременно со спортивной олимпиадой Олимпиаду Культуры.
В проекте Олимпиады-80 основное внимание уделялось культурному каркасу: созданию системы исторически-современных «ворот», бывших когда-то в Москве, реанимацию концертно-развлекательных площадок вроде Кускова, Останкина, Архангельского и др., ярмарочно-балаганных пространств вроде Зарядья, Сокольников и Измайлова. По идее Розенблюма, в ткань Олимпиады должны войти десятки площадок и сотни культурных акций, коллективы всех цветов, направлений и стилей – музыкальных и цирковых, самодеятельных и профессиональных, классических и современных. Они должны были показать первенство культуры, искусства в жизни людей. Не случайно, Блюм повторял, что античный софизм «здоровый дух в здоровом теле» сегодня перевран, и звучит глупо и лживо: «в здоровом теле здоровый дух» (в здоровом теле не обязательно здоров дух).
Лондонская Олимпиада в этом отношении реализовала идеи проекта «Олимпиада-80» Розенблюма, она на порядки их превзошла.
По сообщениям прессы, запланированы более чем 20 тыс. акций:
– все лето в британской столице и других городах идет Лондонский фестиваль — это огромное количество театральных постановок, выставок, выступлений известных и начинающих поп-групп, выставок, инсталляций и перформансов современных художников;
– с 1 августа начинается крупнейший фестиваль поп-музыки Meltdown, собирающий таких звезд, как Диаманда Галас, Лори Андерсон, Лу Рид и Cocorosie;
–
www.btlondonlive.com – в Гайд-парке и Виктория-парке состоятся концерты Duran Duran, Stereophonics, Blur и других, все желающие смогут принять участие в спортивных соревнованиях по более чем десяти видам спорта, вечером — потанцевать на дискотеках, дети смогут позаниматься на интерактивных тренажерах (и скачать видеозапись собственных спортивных достижений) и посетить дом шоколада Cadbury;
–
www.royalcollection.org.uk – королевские бриллианты в Букингемском дворце: после небольшого перерыва для посещения публики открываются парадные покои Букингемского дворца;
–
www.britishmuseum.org – олимпийские медали в Британском музее (впервые представлены медали, которые получат участники лондонских Олимпийских и Паралимпийских игр 2012 года; здесь показаны экспонаты XIX-XX веков, в частности, имеющие отношение к Олимпийским играм, которые британцы начали проводить в 1850 году в городке Мач Уэнлок; вход бесплатный);
– выставка Йоко Оно в галерее «Серпентайн» (инсталляции и видеоарт). Основная тема ее произведений — отношения между художником и тем, кто смотрит его произведения. Например, инсталляция AMAZE превращает посетителя из наблюдателя в наблюдаемого. На выставке она представила свой глобальный проект #smilesfilm: всем желающим предлагается сфотографировать свою улыбку и запостить ее в социальных сетях с этим хэштегом. В результате на специальном сайте будет собрана карта мира с улыбающимися жителями Земли;
Вот что сообщает сайт
lingua-cross.org: «Культурная программа Лондонской Олимпиады 2012 будет крупнейшим фестивалем в истории современного олимпийского движения. Подготовка к нему началась еще в 2008 г, и к настоящему времени вклад в него внесли около 16 млн. человек со всего мира. Шанс раскрыть свои таланты, участвуя в фестивале, предоставляется всем, при этом особое внимание уделяется молодежи.
Двенадцать художников получили заказ для создания произведений изобразительного искусства на основе истории и современности Великобритании. Новые картины, скульптуры и инсталляции появятся на улицах и площадях, на специальных щитах, которые установят на автобусных остановках Лондона.
На фестивале будут представлены фильмы нового поколения кинематографистов, вдохновленных темами спорта.
Представляется интересным инновационный проект, который позволит людям из разных социальных слоев стать кураторами коллекций в музеях, библиотеках и архивах.
По всей Великобритании в рамках Олимпийского фестиваля проходят исследования и новые открытия исторических мест, общественных зданий и сооружений и других скрытых сокровищ страны.
Новая музыка 20 x 12
Двадцать композиторов приступили к сочинению 12-минутных музыкальных презентаций на тему «Лондон в 2012 году». Музыка должна быть захватывающей, полной оптимизма, энергии и азарта. Конкурс проводится по всей Великобритании, а услышать конкурсные работы можно в Southbank Centre в Лондоне, где композиторы будут лично представлять свои проекты. Желающие могут принять участие в семинарах и пообщаться с авторами.
Жанры «Олимпийских увертюр» предстанут во всем разнообразии – начиная от классической и народной музыки и кончая современной, джазом и колокольным звоном.
Проект «Молодые голоса» предоставляет возможность 14-19-летним исполнителям присоединиться к празднованию и воспеть Олимпийские игры.
Кульминацией культурной олимпиады будет грандиозный музыкальный проект — специально созданный международный симфонический Оркестр в составе 120 молодых музыкантов из 30 стран. Оркестр получил название Альдебург в честь классика британской музыки Бенджамина Бриттена, который родился в этом небольшом прибрежном городе Саффолка и основал первый международный фестиваль искусств в 1948 г. Там же, в графстве Саффолк, оркестр и размещается. Оркестр Альдебург сыграет серию концертов в рамках фестиваля 2012 года в Лондоне, в том числе знаменитые ежегодные Proms в Королевском Альберт-Холле.
Молодые оркестранты в возрасте 18-29 лет под руководством дирижера Марка Элдера проведут концерты, в программе которых прозвучат «Весна священная» Стравинского, симфонии Шостаковича и Малера, а также хозяина Альдебурга – Бриттена. В программу будут включены не только общепризнанные классические произведения, но и собственные композиции молодых музыкантов, которые будут в рамках фестиваля отражать разнообразие мировых культур.
С помощью современных компьютерных технологий музыканты будут обмениваться идеями и записями в Интернете.
Обмен миров
Обмен миров – масштабный цифровой проект, который объединит местных и иностранных музыкантов Всемирного оркестра Альдебург, которые будут вместе создавать аудио/видео инсталляции. К работе над проектом приглашены группы композиторов, художников, технологов и саунд-дизайнеров. Кульминацией проекта будут интерактивные инсталляции, живые выступления и виртуальный элемент, которые продлятся до конца 2012 года».
Кроме этого, напомню, что в Лондоне много бесплатных музеев и галерей: Британский музей, Палаты Парламента, Национальная портретная галерея, Национальная галерея, Национальный морской музей в Гринвиче, Музей науки и естествознания, музей Виктории и Альберта, галерея Тейт, Музей дизайна…
Первое российское золото. Верим, не последнее.