Российская модель подготовки дизайнеров и архитекторов предполагает качественное владение техниками рисунка. Рисунок дизайнеров и архитекторов отличается от рисунка живописцев большей конструктивностью, умеренным использованием тона. Архитекторы и дизайнеры (за ними и художники) широко используют авангардны современные приемы: коллаж форм и пространств, сочетание ручной и технической графики, включая компьютерную. Изучая природные и искусственные материалы, строение предметов и форм природы, старую и авангардную архитектуру, композицию форм и характер конструкции, ритмы «второй природы», как именуют среду, созданную человеком, дизайнеры осваивают пластическую культуру, шлифуют вкус, погружаются в материальную историю и профессиональные ценности, не говоря о навыках беглого свободного рисования.
Это же относится и к архитекторам, о которых иногда иронически говорят, что они в большей мере рисовальщики, чем архитекторы и излишнее внимание уделяют графике, а не выработке новых идей. Но вот Патриция Уркиола, итальянский дизайнер, считает, что задача дизайнера – рисовать идеи, тогда как технологи и конструкторы должны их осуществлять. Счастливчики – эти итальянские дизайнеры! В России нужно уметь и рисовать, и мыслить, и развязывать узлы проблем и вообще знать и понимать много – чем больше, тем больше шансов более-менее пристойно себя реализовать.
Школа, которая прежде называлась «школой тюменского колледжа искусств», потом – филиала УралГАХА, а теперь – школой Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств ТГАКИСТ известна в России как школа, нашедшая мостик от академической подготовки в рисунке и живописи к дизайну. Во всяком случае в 1997 году в Тюмени Ирэн Александровна Андреева (на одном из снимков) говорила: «Поверьте, я видела почти все дизайнерские школы мира – того, что вы научились делать в рисунке и живописи, нет нигде. У ваших студентов получаются профессиональные – не ученические, а уникальные вещи, шедевры, и это отличает вашу школу от всех других».
В том же духе писал о работах тюменских дизайнеров и президент Союза Дизайнеров России Юрий Владимирович Назаров: «…Знакомство с работами студентов и преподавателей отделения дизайна явилось самым большим потрясением и сюрпризом минувшего сезона летних командировок. <…> Разгадыванию данного незаурядного художественного явления можно посвятить не одну диссертацию, но, делая брифинговый анализ, хочется подчеркнуть, что здесь сработали две культурных составляющих современного дизайна: регионально-этнические корни и высочайшее художественное мастерство».
В этой подборке мы показываем около 70 работ студентов разных лет и курсов – от 1 курса колледжа до работ магистров. Тонкий момент – в том, что среди работ подборки есть штудии известных наших дизайнеров, и тех, которые стали преподавателями ИАДВИ. Часть работ есть на нашем сайте, в частности, в материале «С признаками неэффективности» и других. Мы не даем аннотации к рисункам, но авторы большинства работ хорошо известны.
Всего в архивах школы несколько десятков тысяч работ студентов педагогов и выпускников (цифра – не описка). Интернет не очень хорошо передает нюансы рисунка. Надеемся к лету издать альбом о рисунках и живописи студентов и педагогов ИАДВИ.
В следующей подборке мы покажем живопись студентов и мастеров. Еще позже – учебные проекты, дипломные работы студентов и педагогов; работы выпускников ИАДВИ – профессиональных художников и дизайнеров, живущих в России и за рубежом.