Так сложилось в российском образовании, что дизайнеры много времени уделяют академическому рисунку и живописи. Тюменская школа искусства и дизайна (бывший колледж искусств и Институт дизайна – теперь это Институт архитектуры, дизайна и визуальных искусств ТГАКИСТ) использует эту возможность для формирования разнообразных навыков – и станковых, и проектных.
Чтобы быть архитектором, дизайнером – требуется «проектное мышление», оно дано не всем. Чтобы стать станковистом – живописцем, графиком – нужны «эмпатия», определенный эгоцентризм.
Увеличенные часы рисунка и живописи не особо способствуют развитию проектного мышления, но помогают становлению «художнического» типа мышления, живописных и графических навыков. По нашим данным, 33 выпускника Тюменского колледжа искусств и Института дизайна вступили в общероссийский Союз дизайнеров, 16 – стали профессиональными станковистами-художниками и членами Союза художников России. Часть выпускников продолжают работать в живописи, декоративном искусстве, графике вне творческих объединений в разных странах, прежде всего – в России.
Преподаватели «академических» дисциплин школы (термин условный, «академической» школы давно в мире нет, что бы ни говорили) – Е.С. Качальская, М.М. Гардубей, О.Ф. Трофимова, Т.В. Манухина, Е.Ю. Андреев, Е.В. Шаляпина воспитаны в разных традициях (опытах) и исповедуют различные представления о дизайнерской живописи и графике. Может быть, и поэтому в тюменской школе нет единых формально-стилистических правил. И выпускники, и студенты работают в диапазоне от «академии» до экспрессионизма и поп-арта.
Это называется «новым искусством». Оно синтезирует аналитическое чувство форм и классическую «живописность», композиционную условность и свободу, богатство тем и ассоциаций и творческих опытов – без предпочтений одних другим и требует художественной широты.
В работах есть и стилизации, и цитаты из классики, есть эксперимент, условность и натурализм – нет лишь раз и навсегда заданных правил игры и неизменных приемов. Психологизм и характерность, настроение и знаки-метафоры, «натура» и условность – их можно встретить в работах студентов, педагогов, выпускников.
Станковые и проектные работы студентов, начиная с младших курсов, представляются в выставках вместе с работами педагогов и выпускников. За почти сорок лет школы (сорок будет в 2014 году) школа подготовила 460 дизайнеров со средним профессиональным образованием, 152 бакалавра и 147 специалистов дизайна.
В 2013 году состоится первый выпуск магистров дизайна – графиков и средовиков. Перечень программ расширился архитектурой, дизайном костюма, компьютерной графикой и анимацией – все это позволяет собрать в синергию близкородственные профессии. Идут эксперименты, значит – появятся новые произведения.
Работы, представленные в публикации, сделаны в период с 1984 по 2013 год. Они показываются преимущественно в алфавитном порядке. Калейдоскоп разных жанров, манер, уровней подготовки дает представление о творческой широте школы. Из примерно 6 тыс. работ учебного музея представлены 91 работа, в том числе сделанные на стыке жанров и методов. Они обладают, по словам внешних экспертов, вполне художественной ценностью. По крайней мере, так думает немецкий критик Хайке Йорн («вы показали нам завтрашний день европейского искусства») или искусствовед Ирэн Андреева («я была во многих российских и европейских школах, поверьте, нигде не видела, чтобы учебные работы были законченными произведениями искусства»).
В следующей подборке (примерно через неделю) мы покажем композиционную пропедевтику, проекты, а также фрагменты дипломных работ архитекторов, дизайнеров, графиков.