6 – 30 ноября в Тюмени проходит очередной – пятнадцатый – российский фестиваль архитектуры, дизайна, искусств. Как обычно он состоит из матрешек и вот они.
6 ноября открылись две выставки мастеров: «Александр Прудников: игра в предлагаемых обстоятельствах» (рисунок, живопись, графика, дизайн интерьера, сентенции) и «Михаил Гардубей: Новая тема» (живопись). Фотографии с выставок и репортаж с церемонии открытия ниже.
К выставкам выпущены одноименные альбомы: с работами и текстами А.В. Прудникова издан Тюменским отделением Союза дизайнеров России тиражом 500 экз. и качественно отпечатан в полноцвете Екатеринбургской типографией ЗАО «АТгрупп». Дизайнер альбома – Николай Пискулин, редактор Н.П. Дементьева, пре-пресс Е.А. Мелентьева.
Альбом М.М. Гардубея качественно издан Тюменской академией культуры, искусств и социальных технологий и отпечатан в собственной типографии. Дизайнер Е.А. Мелентьев, редактор Н.П. Дементьева. В альбоме иллюстрации с последними работами художника, преимущественно выполненными маслом по мотивам былин, украинской мифологии и собственным ассоциациям художника.
Выставки работают до 30 ноября.
8 ноября открылась конкурсная выставка дизайнерских проектов (итоги – на нашем сайте).
Из представленных авторами работ отобраны лишь 135, некоторые из работ Уральской академии сопровождаются мультимедийными роликами. Среди наиболее интересных – впервые представленные концептуальные предложения автомобиля «Лада-2020», впервые – 25 плакатов пловдивской Академии искусств (АМТИИ). Остальные работы – тоже впервые, как и два дивана из ушедшего из жизни пианино, превращенные в удобные «одухотворенные» сиденья – редкий пример предметного ханд-мейда на наших выставках.
Появление болгарских студентов связано с тем, что профессор ИАДВИ Николай Павлович Пискулин второй год по осени проводит мастер-классы и выставки работ тюменских дизайнеров в АМТИИ. В этом году он показал в Пловдиве работы студентов собственной мастерской разных лет.
Ответом стало выставление болгарской молодежи на тюменском фестивале.
Всего в экспозиции представлено 135 наименований работ (число планшетов, проектов, графики и инсталляций много больше). Представлены промышленный дизайн, интерьеры, среда, промышленная графика, плакаты, акции, фирменные стили.
Вновь в экспозицию – в духе названия фестиваля – введены живопись и рисунок разных школ.
Уже вечером в 17 часов того же 8 ноября на сцене колледжа искусств прошел следующий конкурс-матрешка фестиваля. В конкурсной схватке сошлись 18 профессиональных и студенческих коллекций (естественно, в своих номинациях).
Результаты очных конкурсов были объявлены в субботу 9 ноября, лауреаты получили 5 гран-при, «простые» лауреатские дипломы фестиваля разных степеней – от первой до третьей (в экспозиции Музея искусств можно увидеть работы лауреатов – они отмечены наклейками). Увы, большинство участников остались без лауреатских наград, но все участники получили памятные призы в виде фирменных фестивальных футболок, серий значков, магнитных пазлов и др.
Стиль фестиваля этого года разработан Александрой Мельниковой (С.-Петербург), выпускницей ИАДВИ, на основе собственной преддипломной разработки 2011 года.
9 и 10 ноября в ИАДВИ началась серия мастер-классов, которая продлится весь ноябрь. Творческую лабораторию «От инноваций к нанотехнологиям: современный костюм» провели профессора Омского государственного института сервиса – Юлия Львовна Герасимова ("Потенциал инноваций. Три великие женщины в моде"), Наталья Олеговна Соснина ("Модульная система в формообразовании костюма"), Эмма Викторовна Васильева ("Эксперименты в арт-сценическом пространстве"), Елена Владимировна Азиева ("Игра в проектировании").
Наши великие омички привезли огромный наглядный материал, в их занятиях участвовали не только студенты ИАДВИ академии искусств, но и модельеры и профильные специалисты города.
Напомню, что Омску повезло – его школа дизайна костюма считается лучшей в России, об этом мне не раз говорили авторитетные профи в разных городах, в частности – Вячеслав Михайлович Зайцев.
Душа архитекторов и дизайнеров могла утешиться проблемными презентациями известного медийного персонажа и директора Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Ирины Михайловны Коробьиной «Идеи развития МА: музейный кластер у стен Кремля» и «Музейная навигация». Ирина Михайлова – кандидат архитектуры, действительный член Международной академии архитектуры, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, Member of Advisory Council of BIARCH (Architectural Institute in Barselona). Она пожертвовала своими выходными, чтобы встретиться со студентами-архитекторами, дизайнерами и преподавателями Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий. Студенты пригласили И. М. Коробьину на чай, состоялся чрезвычайно интересный, живой разговор о проблемах и тенденциях современной мировой и российской архитектуры.
В большей мере он касался Голландии, где все быстро меняется – например, ведущие позиции захватывают молодые профессионалы, которые умеют работать инновационно, быстро и экономить средства заказчиков. Интересно выглядят голландские действия по ликвидации социального неравенства и вообще социальная роль архитектуры в европейском обществе. Материалы встреч, лекций, мастер-классов готовятся к публикации.
Для мультимедийщиков, архитекторов и дизайнеров, занятых своими экспериментами, Василий Филатов, саунд-дизайнер, провел несколько блестящих занятий, продемонстрировавших технологии получения качественного многослойного звука в кино и на телевидении. Василий Филатов озвучил более ста фильмов, работал с крупными мастерами – Андрем Кончаловским, Тимуром Бекмамбетовым, Сергеем Соловьёвым, Алексеем Учителем, Отаром Иоселиани и другими. Студия Василия Филатова создала саунд-дизайн телеканала «Disney Russia».
Зоя Харакоз, моушен-дизайнер, режиссер, композер (не композитор!) провела занятие по теме: «Моушен-дизайн на коленке и любимые грабли».
Зоя Харакоз работает в области соцрекламы, занимается имиджевыми фильмами и презентациями, музыкальными клипами и титрами к фильмам; создает также авторский «короткий метр», один из наиболее актуальных и перспективных киножанров. Сверхзадача мастер-класса Зои Харакоз актуальна – «организационное поведение» в профессии, проблематика, которая определяет действия в социуме и профессии.
Завершением чудесного 9 ноября стал блестящий авангардный спектакль театра «Образ» Омского института сервиса «Формы чувств». Театром руководит Эмма Викторовна Васильева, проректор ОГИС и профессор вуза.
Часть участников – студенты, другие уже закончили вуз, стоят в скромном штате театра или работают, но «приросли» к коллективу. «Театралы» не являются в большинстве дизайнерами: они экономисты, пиарщики, управленцы – все занимаются сценическими тренингами, сами придумывают пластические ассоциации и мизансцены, работают с профессиональными актерами и специалистами по сцендвижению.
Недавно спектакль «Формы чувств» показывался в Каннах на Днях российской культуры, вызвал такой же бурный прием, как и в тюменском колледже, где переполненные эмоциями зрители кричали «Молодцы», «Браво» и т.д. Экранный муж известной «Анжелики, маркизы ангелов» Робер Оссейн подошел к коллективу и восторженно оценил сценарий, костюмы, пластику, красоту спектакля и коллектива и пожелал выступить во французской столице.
Небольшой репортаж Екатерины Быковой о веселой прогулке моторных актеров театра по городу, в который омичи с нетерпением и удовольствием (по их словам) приехали в шестой раз, можно увидеть здесь.
«Старшая группа» дизайнеров и гостей день завершила насыщенный день в строящемся дачном доме тюменского дизайнера, где не без восторга оценила авангардные, экономичные и дружелюбные технологии нашей дизайнерской мысли.
10 ноября продолжились творческие лаборатории аудиовизуального искусства и анимации, которые вели Василий Филатов, а также прилетевшие меньше чем на сутки Дмитрий Напольнов и Павел Мунтян.
Дмитрий Напольнов – технический директор визуального лейбла «Sila Sveta», компании видео-маппинга, слайд-маппингшоу, интерактивных шоу.
Павел Мунтян, автор и руководитель единственного в российском сегменте сети интернет-проекта, посвященного альтернативной и концептуальной мультипликации «KOMS.ru» и семейного анимационного портала «Мультиков.нет», один из основателей анимационной студии Toonbox, связал профессиональные проблемы с социальными аспектами современных медиа – ценностными, временными и смысловыми.
Павел Мунтян обратил внимание на «ручные» шрифтовые работы студентов класса Натальи Крамской (были показаны на прошлогоднем фестивале), был обескуражен тем, что ИАДВИ не пропагандирует свои достижения и так увлекся студенческими работами, что едва поспел к самолету. Спасибо! – доброе слово и кошке приятно!
11 ноября завершился VI интеренет-конкурс работ архитекторов и дизайнеров. Итоги – также на нашем сайте. Конкурсные работы можно посмотреть на сайте idva.info, там же хранится архив предыдущих конкурсов.
Из более чем двухсот работ на сайте выставлено 165 работ. С завершением конкурсов можем подвести цифровые итоги:
В фестивале показаны 316 работ (из примерно 400), присланных из 19 городов двух стран (России и Болгарии). В фестивале приняли участие не менее 269 студентов и мастеров искусств, 16 учебных заведений от Владивостока до Санкт-Петербурга, от Краснодара до Ханты-Мансийска.
19 – 22 ноября в рамках проекта "Центры искусств Валерия Гергиева для юных дарований России" в Институте архитектуры, дизайна и визуальных искусств состоятся мастер-классы для студентов старших курсов профильных специальностей по графическому дизайну, дизайну среды, цифровой живописи.
Эти классы являются сугубо учебными и не предполагают публичности. Один из мастеров – Константин Григорьевич Старцев весной был в Тюмени во второй раз, и, собственно, направил внимание Валерия Гергиева на Тюмень (В.А. Гергиев – директор К.Г. Старцева по Институту искусств С.-Петербургского университета). Теперь ждем десант трех педагогов проектного профиля, а еще – и десант музыкантов.
Во второй половине ноября ожидается мастер-класс выдающегося дизайнера – Елены Николаевны Китаевой, в прошлом дизайнера телеканала НТВ, ныне – главного дизайнера телеканала «Культура», автора многих самобытных проектов, ставших классикой современного российского дизайна.