В рамках партнёрства с «Иннопромом-2021» Италия показала в Екатеринбурге несколько выставок, три из которых были обращены к интеллектуальной элите Урала.
Выставка «Между идеалом и реальностью: образы Леонардо» представляла копии рисунков Леонардо, один макет по его проекту из Атлантического кодекса, выполненный Альберто Марио Сольдатини и Витторио Соменци; два подлинных экспоната Леонардо – рисунок и фрагмент рукописи и видео Франца Фишнеллера «Когда замыслы обретают форму. «Кодекс о полёте птиц» Леонардо да Винчи». Содержательно выставка невелика. Длинное видео пополнило непременный атрибут современных выставок и презентаций – обязательное видео, как правило не вызывающие вдохновения публики и пожирающие время их жизни. Телевизор и книжки удобнее использовать дома.
Ажиотаж фанатов итальянского автодизайна вызвала выставка работ фирмы «Бертоне» в Уральском центре дизайна УрГАХУ. Официально – «Дизайн автомобилей: модели купе от Нуччо Бертoне. 100 лет итальянского стиля», куратор Энцо Форнари. Выставка собрана из коллекций Фонда Нуччо Бертоне, Национального автомобильного музея Турина, Музея Бонфанти С Вимар, Клуба ретро-автомобилей Италии и ещё 14 собраний, а также при содействии Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ и Института культуры Италии.
Преподаватели кафедры промышленного дизайна УрГАХУ Дмитрий Кисляков и Евгений Батурин возле модели «Альфа Ромео Джульетта Спринт»
«Альфа Ромео Джульетта Спринт» - самая старая из представленных моделей, она 1954 года рождения. Но зато к ней бонус – её деревянный прототип, которых в мире не так уж много. Об уникальности говорит страховая стоимость его – €45 млн.
«Бертоне» проектировал автомобильные кузова и новые идеи для всего мира с 1912 года: Alfa Romeo, Chevrolet, Ferrari, Fiat, Lancia, Lamborghini, Jaguar, Aston Martin и был конкурентом второй крупной кузовной фирмы «Пининфарина». Работая иногда с одними заказчиками стилистически они различались.
Наскоро слепленный мой пост о выставке заметил в ФБ друг из Нижней Саксонии Jorg Furch, написавший: «Bertone war ein genialer Karosserieschneider. Auch der erste VW Golf war sein Entwurf». Йорг малость ошибся - дизайнером был Джорджетто Джуджаро, но он – выходец из школы «Бертоне». Набрав опыта и веса, Джуджаро создал крупную дизайн-фирму ItalDesign. Он, Джуджаро, спроектировал, к примеру, известную у нас Matiz, только выпускаемую с компанией Chevrolet.
Matiz Chevrolet на Кудам, главной улице Западного Берлина
Дизайнеры «Бертоне» на выставке представлены в историческом разделе: Майкл Робинсон (из США, давно живёт в Турине), Лучано Д‘Амброзио (выпускник лондонского RCA – Королевского колледжа искусств), Марчелло Гандини (до Бертоне оформлял ночные клубы, но первыми же проектами поразили знатоков); Франко Скальоне, автор самых разных по стилю проектов, в т.ч. фантастических.
Франко Скальоне стал одним из авторов «Альфа Ромео Джульетта Спринт», представленной как в серийной модели, так и в деревянном прототипе. Итальянские кузовщики использовали эти изощрённые модели до появления в шестидесятые годы графопостроителей, компьютеров и первых принтеров. Помимо этого чуда формообразования есть, что посмаковать. Автомобили и единственный мотороллер дают частичное представление о развитии форм промышленного дизайна от угловатого функционализма к функционализму скульптурному, своего рода стилевому барокко. Хотя не все считают автодизайн собственно дизайном – слишком велик произвол формообразования и не обязательная связь внешнего и внутреннего, не говоря о том, что автомобиль многие десятилетия был визитной карточкой статуса. А там, где статус, дизайна маловато, больше прихоти.
Чудеса искусства формы в представленных моделях – это эволюция в направлении мягкого романтичного итальянского стиля. Он захватит мир после выставки 1972 г. в нью-йоркском МоМА и приобретёт разнообразные формы: «скульптурного дизайна», «линии Ниццоли», «итальянской романтики», заставляющих вспомнить традиции – «Dolce stil nuovo » 13 века (Данте), искусство Возрождения, итальянскую «сладкоголосую» музыку XIX – XX веков и современную, La Dolce Vita Ф. Феллини и Н. Рота, одежду Армани. Перечень большой. В привезённых из Италии авто – сложные формальные проработки, силуэты, забавная айдентика (пожалуй, итальянская айдентика 1970-х лучшая в мире), стыковки форм – всё то, что легко превращается в магию и современное искусство форм, да не всем это даётся. В какой ещё стране развитие получило искусство стилизации – кузовной бизнес? Понятно, и у нас мальцы этим развлекаются, но чтобы на массовой основе, и чтобы появился аналог «Styled by Italy»? Понятный маркер.
Третья выставка, пожалуй, самая содержательная и важная. Модульное пространство, в лучших традициях эксподизайна. Весь материал приехал в четырёх контейнерах и занял главный зал Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ. В Екатеринбурге премьера, с Урала начнётся европейская гастроль предприятия, считающегося национальным брендом. Город Иврея, штаб-квартира Оливетти, признан Юнеско объектом промышленного наследия.
История Оливетти на выставке рассказана как нигде полно, здесь отражён весь спектр интересов и деятельности Камилло и особенно Адриано Оливетти, в первую очередь общественные идеи, ставшие причиной успеха. Это был эксперимент большого масштаба, повлиявший на мировое проектирование и отчасти на менеджмент сегодняшних глобальных компаний. Полностью повторить его не рискует никто, чаще это делают т.н. «сетевые организации», то есть строящиеся на единстве целей и этики создателей.
Фирма Оливетти ввозила в Россию многое: конторского оборудования, оргтехнику – больше многих. Была обласкана дизайнерской критикой – авторами ДИ и ТЭ. Те, кто постарше и ещё помнит нашу перестройку, вспомнят и слово «Оливетти» на экранах часов программы «Время». К этому времени, правда, Оливетти уже была частью глобальных корпораций – Белл, Дженерал Электрик, Маннесман и других. Тем интереснее прежняя формула Оливетти, сделавшая небольшую компанию из разорённой войной Италии «моделлером» конторской техники, электронного и цифрового оборудования лет на двадцать; Оливетти двадцать лет определяла стиль офиса и его начинки.
Если посмотреть панорамно, Оливетти была монополистом в производстве и разработке пишущих машин, калькуляторов банковской и вычислительной техники: лидировала в европейском производстве суперкомпьютеров. А главный по дизайну IBM Элиот Нойес дивился тому, что всё, что его занимало в Италии в дизайне, было продукцией Оливетти, архитектурой Оливетти, рекламой фирмы.
Уникальные проекты слишком самобытны в философии и практике, чтобы жить без авторского управления. Со смертью Адриано Оливетти в 1960 году эксперимент сошёл на нет. В результате попыток адаптировать предприятие к начинавшейся американизации мира (глобализации) и продаж отдельных подразделений мировым брендам, Оливетти с 2003 года стала частью итальянского телекома.
Из айдентики Оливетти ушёл и её знак, разработанный Джованни Пинтори в лучшие времена – квадратная спираль, древний знак, означавший духовное единство всех и развитие с помощью Оливетти.
В чем же феномен?
Адриано Оливетти унаследовал от отца фабрику пишущих машин, на которой работали 400 человек. Превратил её в суперкомпанию, в которой заняты были 25 тыс. человек в семнадцати странах. Это известно всем. На выставке с говорящим названием «Вселенная Оливетти: воплощённая утопия» показаны особенности синергии, которая и вывела предприятие на передовые позиции. Оливетти создали социальное общество и производство внутри общества жёсткой рыночной конкуренции.
Отчасти социальность была наследием отца – Камилло Оливетти, основавшего в 1909 году фирменный фонд социального страхования. Адриано Оливетти развил идеи отца не только внутри предприятия. Камилло Оливетти основал фабрику в 1908 году, она производила 4000 печатных машинок в год, то есть в среднем на каждого рабочего приходилось по 10 машинок. Через полвека, в 1958 году, на предприятии было занято 25 000 рабочих, пять фабрик в Италии и пять за границей выпускали по шесть печатных машинок в минуту. А уровень жизни рабочих Olivetti был на 80% выше, чем у их собратьев на других предприятиях отрасли. Сын-Оливетти строил детские сады, санатории, образовательный центр, формировал чрезвычайно высокие стандарты производства и организации труда и отдыха, различные формы поддержки работников.
Адриано Оливетти издавал общественно-политические журналы, издания по урбанистике и культуре; спонсировал газеты и съёмку фильмов. Это детально показано на выставке.
Названия продукции? – лучшие поэты и писатели Италии. Поэтому все эти Леттеры, Студио, Диаспроны, Элеа, Дивисуммы и Логосы – не только красивы фонетически, но и ассоциируются с приборами, к которым относятся.
Дизайн? – самые удивительные проектировщики и дизайнеры, руководившие направлениями проектирования. И это были люди, уже заявившие о себе ярко, а не просто дипломированные специалисты. Архитектор Марио Беллини до Оливетти был оформителем в универмаге, начавшим проектировать авторскую мебель. Архитектор Этторе Соттсасс занимался керамикой, причём, своеобычной: хай-тек придумают журналисты Нью-Йорк Таймс в 1978 году, а Соттсасс этим развлекался в 1950-х. Его интересовала массовая культура, общественная психология, отношения человека и цивилизации. Позже он вспоминал работу у Оливетти как культурный праздник.
Можно было бы сказать, что Адриано Оливетти не экономил денег на лучших, если бы любая конкурентная экономика не ставила владельца перед ежедневным выбором. Пригласив к сотрудничеству китайского итальянского инженера Марио Чоу и группу учёных из Пизанского университета, фабрика в 1959 году начала производство суперкомпьютера Olivetti Elea. Мозги Ханса фон Клира, Этторе Соттсасса, Ги Бонсипа (чилиец из Ульмской школы) и Томаса Мальдонадо (аргентинец из того же Ульма) создали уникальный дизайн компьютеров, пультов управления ими и решения, позволявшие размещать громоздкие машины в старых европейских офисах, а не в новых зданиях, как требовали разработки американцев.
Выставка в Екатеринбурге (7 июля – 8 августа) структурирована по четырём разделам, которые соответствуют главному феномену Оливетти: Город и Политика (так в каталоге), Культура и Образ (используется слово имидж), Фабрика, Общество.
«Человек – больше чем просто рабочий», – лозунг А. Оливетти был написан при входе на фабрику в Ивреа. Руководитель, сформировавшийся на трудах Маркса, Ленина, русских анархистов, итальянских романтиков, свою философию, вернее, прагматику, сформулировал так: «Фабрика не может ориентироваться только на показатель прибыли. Она должна развивать богатство, культуру, сервис, демократичность. Я думаю, что фабрика должна быть для человека, а не человек для фабрики, не правда ли?
Необходимо преодолеть это разделение между капиталом и трудом человека, промышленностью и сельским хозяйством, производством и культурой. Иногда, работая допоздна, я вижу свет из окон рабочих, которые трудятся во вторую смену: служащих, инженеров, и мне хочется пойти, поприветствовать, поблагодарить их от всего сердца.
Мы уже используем повсюду наше секретное оружие: это книги, курсы о культуре, техническая поддержка в области сельского хозяйства. На фабрике постоянно организуются концерты, выставки, круглые столы. Наша библиотека насчитывает десятки тысяч томов книг и журналов со всего мира.
В Olivetti работают интеллектуалы, писатели, артисты, некоторые из них занимают высокие посты. Культура здесь очень важна». (Цит по: Адриано Оливетти — гений промышленного дизайна // Философия лидерства. – 2016. – 1 августа.https://lidersblog.ru/predprinimatelstvo/adriano-olivetti-genij-promyshlennogo-dizajna.html
Модернизировать фабрику начал молодой амбициозный политик, мечтавший о благе для разрушенной авантюризмом политиков и войной Италии. Человек, знакомый с идеями тектологии (сегодня говорят о самоорганизации), с передовыми социальными идеями, изучивший организацию предпринимательства и производства в США.
Дизайн выставки остроумен, лаконичен. Основной материал – модная шлифованная фанера, из которой собраны шкафы, столы, подиумы и перегородки. Пространственный каркас работает и как лабиринт, и как основа для фото, видео, книг, плакатов и нескольких классических вещей – пишущих машинок Valentino, Lettera 22, признанных в разное время шедеврами формы. В отдельном кубе – считающийся первым в мире персональный компьютер Programma 101, использовавшийся американским космическим агентством НАСА для подготовки и во время полёта на Луну. В рекламе этого компьютера впервые использовано надкусанное яблоко с сетевым шнуром, а на поверхности яблока напечатаны цифры.
Материал выставки огромен, насыщен, практически необъятен.
Статус фирмы и её развитие (они взаимосвязаны, позже это поняли многие предприниматели мира) влияли лучшие мастера европейской инженерии, архитектуры, искусств и дизайна, разделявшие идеи Оливетти – от архитекторов-рационалистов Джино Поллини и Луиджи Фиджини, строивших здания в Ивреа, великих Карло Скарпы (офисы) и Гаэ Ауленти (выставки) до англичанина Джеймса Стирлинга (магазин в Лондоне), немца Эгона Эйермайера, выстроившего башни Оливетти в финансовом центре Германии – Франкфурте. Всё, что делали мастера, избранные А. Оливетти, было особым, остроумным, новым и удивительным.
На фото – фрагменты выставочного оборудования, остроумно представленные плакаты, наклеенные на алюминиевые листы. Их можно вынимать из ячеек, перекладывать, фотографировать. Среди экспонатов – редкая деталь: плакат, агитирующий голосовать за депутата А. Оливетти; фрагменты истории Оливетти, изобилующей огромным числом фактов, связей Оливетти с ведущими корпорациями мира – конкурентами Оливетти. Один из последних – слайд с канцелярскими предметами: делали большие вещи, не забывая о малых. Весь объём истории и фактов трудно понять, почти вековая информация огромна, в том числе за счёт многочисленных видео, показывающих жизнь фабрики и её бесчисленные продукты.
Отдельно – не с выставки – фото представленных пишущих машинок «Валентино» (дизайнер Этторе Соттсасс) и «Леттера 22» (Марчелло Ниццоли).
Одна из самых знаменитых машинок «Valentine», 1969. Дизайнер Этторе Соттсасс. Машинка разрабатывалась как студенческая, футляр можно было использовать в качестве табурета. Есть во всех мировых коллекциях дизайна.
И в качестве бонуса – концепт складного ноутбука Valentine австрийского Агентства CreativeDNAaustria 2008. Дизайнеры Martin Zopf, Pia Weitgasser, Anton Weichselbraun, Julia Kaisinger отдали дань уважения к Этторе Соттсассу, создавшему много неповторимых разработок, даже целое направление «Мемфис».