Ирбит – древний уральский город на Сибирском тракте «в 204 км к северо-востоку от Екатеринбурга, в 180 км северо-западнее Тюмени, на правом берегу реки Ницы при впадении в неё реки Ирбит», – гласит Википедия. История поселения восходит – как предполагают – во II тысячелетие до н.э., в эпоху бронзы. Новейшие исследования открывают историю Урала и Сибири десятого тысячелетия до Христова Рождества. В Тюмени, на Андреевском озере, были неолитические стоянки всех трёх рас – европоидов, монголоидов и негроидов. В 1775 г. Екатерина Великая даровала Ирбиту статус города, в том числе за противостояние слобожан бунту Емельяна Пугачёва.
Административно он сегодня в Свердловской области. С 1987 г. благодаря «перестройкам – переделкам – перестрелкам» население города сократилось , как и население малых городов России. В случае Ирбита с 53 тысяч (1987) до 36 тысяч (2021). Мегаполисы магнитят трудоспособное население, что в случае с Ирбитом, стоящим не на Транссибе, играет дополнительную роль.
Город владеет минимум двумя мировыми брендами. Первый из них – вопреки глобализации (иначе – американизации), являются мотоциклы «Урал». Почти все – 97% мотоциклов из Ирбита идёт на экспорт в промышленно развитые страны – США, Канаду, Швейцарию, Японию. Для России их цена – за миллион – дороже большинства автомобилей – оказывается неподъёмной. А в странах, называемых передовыми, – свой жанр в душе байкеров. Поговаривают, и ирбитские управленцы хорошо понимаю конъюнктуру (чего не скажешь о музее мотоциклов, с излишне традиционной экспозицией).
Американцы видят причину успеха марки в «традиционном советском облике и характере». «Новейшая модель классического мотоцикла с коляской вызывает зависть у прохожих и нравится пассажирам (речь об Ural Gear Up Sahara), за такие деньги можно взять трехколесные Harley-Davidson, доработанную Honda Gold Wing с коляской или трицикл Can-Am Spyder. И все они будут на голову выше «Урала» в техническом плане, – цитирует автор ресурса pikabu.ru Ханну Эллиот, журналиста Bloomberg и её статью «Завоёвываем друзей и оказываем влияние на людей на обновлённом «Урал Сахара». – С нуля до 100 км/ч этот мотоцикл разгоняется примерно за пять секунд. …Настоящая прелесть «Урала» раскрывается, если ездить на нём с удовольствием, а не быстро. Когда я ездила на этом мотоцикле с коляской по Нью-Йорку, меня смущал лишь один момент: «Урал» выглядит по-советски. Да чего там, он и вправду советский. Но разве кого-то может оскорбить его коммунистическая эстетика? Особенно учитывая отсутствие связи между маркой «Урал» и данной политической теорией? Если кратко — нет. Зато десятки человек просили меня подвезти их на этом мотоцикле» (https://pikabu.ru/story/)
В 2018 г. завод начал производство «Урал-электро», за которыми – так пишут – выстроилась очередь.
Менее известен публике, но, не менее фантастичен Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, созданный в 1972 стараниями Валерия Карпова, который «хотел сделать в городе художественный музей, в котором можно собрать шедевры великих художников мира».
Поначалу был филиал Свердловской картинной галереи. Политико-экономические ветры мало повлияли на энтузиазм В. Карпова и команды – они продолжали делать своё дело с изначальным упорством: «делай, что должен, и – будь что будет». Филиал разросся до музейного комплекса с собранием в 15 тысяч работ. В него входят «Музей гравюры и рисунка» (здание Торгового ряда Ирбитской ярмарки по ул. Карла Маркса, 47), «Музейно-выставочный центр» (ул. Елизарьевых, 28в) и «Музей уральского искусства» (в Доме купцов Казанцевых, ул. Володарского, 14).
Постоянные экспозиции – «Мастера уральского реализма» с искусством всех направлений советского периода и «Мастера гравюры и рисунка XV – XX веков. Европа и Россия». Музей гордится не только этими собраниями, но двумя полотнами Рубенса, ведёт живую выставочную и культурную деятельность и вместе с мотоциклами является туристическим брендом и ценностью города. Сайт ИГМИИ https://irbitgmii.ru
2 июля в Музейно-выставочном центре на ул. Елизарьевых, 28в. открылась выставка тюменского художника «Живопись и графика Михаила Гардубея. Из мастерской художника». Работы художника действительно были – без лишних разговоров и неожиданно для Михаила Михайловича – изъяты в мастерской художника в день приезда сотрудников Ирбитского музея. Крёстным отцом стал Владмир Меньшенин, работавший в тюменском «Институте дизайна» и не терявший связи с Ирбитом и Тюменью. Через короткий срок после «забора работ» открылась выставка – несколько залов. Выпущен фильм, плакаты. Исторические сведения в буклете, скроенном из альбомов художника, в т.ч. «Новый_новый Гардубей: ищите женщину» 2008 года. Они местами устарели: Гардубей не заведует Отделением дизайна ТКИ, он профессор ТГИК. Текст буклета заимствован из альбома и журнала «Собрание», с обычной для сегодняшних публикаций ошибкой в фамилии автора.
Открытие выставки, а также экскурсию, проведённую Михаилом Михайловичем, можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/x1rm6z2glh4
Покажем ближе и детальнее несколько работ художника. Прежде всего – из нескольких циклов «Старая Тюмень» и из украинско-славянской мифологии.
Помимо выставки М.М. Гардубея, анонс которой дан на стартовой странице Ирбитского музея, здесь работают выставки «Мастера европейского искусства XV-XVIII вв. от Дюрера до Гойи». Экспозиция состоит из 9 тематических выставок печатной графики с конца XV по XVIII век; «Мастера европейского искусства XIX-XX вв. от Гойи до Миро». Внутри 7 тематических выставок европейской печатной графики с XIX по XX века.
На выставке «Сонеты и офорты» представлены листы из одноименного издания 1869 года, осуществленного Альфонсом Ленером – французским редактором и издателем.
Спасибо мобильному и профессиональному коллективу уникального музея!