Нью-Йорк 2030: Планы, мечты и реальность Олимпия Каци
Лекция в рамках программы "Современный город" Москва, 8 апреля 2009 г.
"Большое спасибо, я хотела бы поблагодарить Центр Современной архитектуры за приглашение прочитать лекцию, также я благодарна Ирине [Ирина Коробьина] и остальным за то что сделали возможным мое пребывание здесь. Итак, давайте приступим. Для начала я бы хотела немного рассказать об истории института урбанистики и истории урбанистики в целом, как дисциплины, чтобы вы понимали, в каком контексте я буду рассказывать об этом. Эта дисциплина впервые стала преподаваться в 1960 году в США в Гарвардском университете, через пять лет появились первые специалисты, начал издаваться журнал "Городской дизайн" и в 1979 году была проведена первая конференция по урбанистике, на которой впервые собрались специалисты в этой области. Целью этой конференции было собрать вместе не только урбанистов, а проектировщиков, ландшафтных дизайнеров, реальных городских застройщиков и политиков, которые непосредственно принимают решения. Это решение оказалось удачным: люди встречались, обменивались опытом, обсуждали городской дизайн и связанные с ним вопросы, касающиеся жилых зданий, мест общественного пользования, использования так называемых "Браунфилдс" (коричневая зона) - территория, прежде занимаемая каким-либо промышленным предприятием, и как правило, нуждающаяся в очистке.
Конечно, следующий пункт в развитии урбанистики и архитектуры - это вопрос образования. В 1981 году ДенИс Скотт Браун (многие из вас могут знать ее, это жена Роберта Вентури и соавтор книги "Уроки Лас-Вегаса") и Дэвид Линч организовали первый образовательный Институт Урбанистики, куда я [Олимпия Каци} пришла работать в 2007 году на должность исполнительного директора.
Я должна сказать, что в настоящее время институт возглавляет известный архитектурный критик Майкл Сорки, а также там работает много других знаменитостей от архитектуры и дизайна, победителей престижных конкурсов, среди них Том Мейн из "Морфозиса", лауреат Притцкеровской премии.
Перенесемся на Манхэттен в Нью-Йорк сити. Этот небольшой остров посередине и есть Манхэттен, весь Нью-Йорк разделен на пять районов: Бруклин, Квинс, Бронкс, Стейтен-Айленд и Манхэттен. Что же такое случилось в 2007 году, что мы решили двигаться дальше? Я уже сказала в двух словах про историю городского дизайна, но городское планирование зародилось раньше - в 1923 году тоже в Гарварде, и уже в 1927 году был создан первый Департамент городского планирования, который был призван разрабатывать первый официальный план Нью-Йорка. На разработку плана ушел 31 год, и в 1968 году он был создан, но подвергся острой критике: он не содержал практических решений для дальнейшего развития города. План вызвал такую реакцию, потому что в Нью-Йорке, как и в любом другом городе существует множество групп населения с различными порой противоположными интересами. С другой стороны плюс в том, что Нью-Йорк изначально разрастался как бы по сетке, т.е. был разделен на зоны, поэтому имелись отправные точки, вокруг которых он мог застраиваться дальше.
План 1968го года не был востребован, но он создал предпосылки для создания второго плана уже в день земли 22 апреля 2007 года. Второй план назвали "Plan YC" и он представлял собой объемный том, в котором были собраны все градостроительные предложения для Нью-Йорка, разделенные на шесть разделов: вода, воздух, энергетика, транспорт, изменение климата, архитектура. Этот план постарались сделать очень конкретным, туда вошло 127 инициатив. Когда мэра города Майкл Блумберга ознакомили с планом, он заметил, что в Нью-Йорке проживает около 8 250 000,а к 2030 году численность населения может возрасти еще на миллион, и чтобы как-то разместить этот дополнительный миллион, надо перестать оказывать губительное воздействие на окружающую среду. Для этого была внесена масса предложений, различных стратегий, которые вместе были призваны единой цели. Для её исполнения был создан новый департамент, названный Департаментом перспективного и устойчивого развития города. Среди инициатив нового плана были посадка 1 миллиона деревьев, создание парков в 10 минутах ходьбы от каждого дома, увеличение общественных пространств. Важным пунктом являлось cокращение [углеродистого следа" (выбросов, содержащих парниковые газы] на 40% в районе Манхэттена, чему должны поспособствовать большие изменения в области транспорта: превращение парковок в пешеходные зоны, создание велосипедных дорожек по всему городу. Чтобы уменьшить углеродные выбросы и пробки в городе, было решено сделать въезд в город платным - 9 долларов. Эта идея не нова: одним из первых ее внедрили в Сингапуре, три года назад - в Лондоне, год назад в Милане. Такая система называется "экопасс". В Нью-Йорке ее удалось ввести только в районе Манхэттена, самом состоятельном в Нью-Йорке. Вероятно, главная причина этого - недостаточное развитие инфраструктуры и общественного транспорта. Нью-Йорк - это особенный город: численность населения по прогнозам к 2030 году составляла 10 млн., и отсутствие плана приводило в ужас городские власти. Эту проблему - недостаточное количество жилья для быстро растущего населения города - согласно новому плану предполагается решить, освоив уже упомянутые "коричневые зоны" и ранее не застраиваемое побережье Манхэттена.
Новый план должен был полностью изменить вид Нью-Йорка и сделать его более экологически устойчивым, хотя это и звучит как оксюморон, потому что большой город по своему определению сильно воздействует на окружающую среду. Институт Урбанистики издал план в виде книги, для чего пригласил дизайнеров, архитекторов и градостроителей, которые занимались разработкой плана города, и книга была передана администрации. Для чего? Ежегодно ведется статистика, которая наглядно демонстрирует, какие проблему решаются, а какие - нет. Например, я упомянула, что пробки на дорогах в центре города были устранены в 2008, но это еще не значит, что проблема не возникнет снова. Мы хотели тем самым изменить способ, по которому наш план будет внедряться в жизнь города, потому что, конечно, мы хотели, чтобы в центре было меньше машин. При развитой структуре общественного транспорта, при возможности ездить по городу на велосипеде, почему бы не отказаться от машин? А это задача дизайнеров и архитекторов - придумать новый образ того, что называется город. Особенно потому что более половины населения земли живут в городах.
Итак, посмотрим, что же происходит. Стремительная урбанизация, которую не пугает надвигающийся финансовый кризис: в городах задумываются многомиллиардные проекты чтобы можно было расселить нескончаемый поток новых жителей. Слышали ли вы о Джейн Джекобс? Это автор книги "Жизнь и смерть великого американского города", и там объясняются причины таких действий. Большие города жизнеспособны только когда они вовлечены в сообщества, когда в них живут люди, поэтому мы должны учитывать влияние наших проектов на отдельные группы людей, не нарушаются ли связи между ними вследствие наших мегапроектов. Это очень сложный и ответственный процесс.
Нью-Йорк привык к мегапроектам, но раньше ими занимались архитекторы не то чтобы известные, а сейчас другая эра - "звезд". Конечно, вы сразу узнали Крайслер-билдинг, Эмпайр-стэйт билдинг, Рокфеллер центр, Флэт Айрон (Flat Iron). Однако, я не удивлюсь, если вы мне не скажете, кто построил эти здания. Более того, я сама этого не знаю. Нью-Йорк привык к мегапроектам, но раньше ими занимались архитекторы не то чтобы известные, а сейчас другая эра - "звезд". Они вдохнули в город новую жизнь, город стал развиваться в нескольких направлениях. Конечно, есть положительные и отрицательные стороны. Критик Financial Times Эдди Хитгот в своей статье "Last 4" говорит о том, что Нью-Йорк стоял особняком в течение нескольких столетий, а сейчас он стал менее обособленным, поскольку есть "звезды", которые строят свои не только в Нью-Йорке, но и во всех крупных городах мира.
Один из таких мегапроектов Нью-Йорка - Хадсон Ярд (Hudson Yard). Он занимает огромную территорию, 6,5 акров в самом сердце Манхэттена, и для его реализации необходимо построить огромные фермы - перекрытия над всем участком. Городу пришлось объединить силы пяти частных девелоперов, а также известных архитекторов и ландшафтных дизайнеров. Программа проекта была ограничена: от архитекторов требовали создать большое количество квадратных метров под офисы, магазины, жилье, культурное пространство и парк. Кроме того, Хадсон Ярд не единственный проект в центре Манхэттена, их очень много и они расположены близко друг к другу. И для нас является приоритетной задачей продумать как все эти разнородные объекты будут взаимодействовать между собой. Был проведен конкурс и в мае 2008 года, наконец-то, было выбрано три проекта: от архитектурных бюро KPF (Кон Педерсен Фокс), Архитектоника и бюро Роберта А.М. Стерна. Роберт Стерн это декан Йельской архитектурной школы и один из самых выдающихся архитекторов Нью-Йорка. Он написал много о городе, если когда-либо заинтересуетесь историей Нью-Йорка, сейчас он занимается своей четвертой книгой о Нью-Йорке, о его зданиях. Она похожа на энциклопедию.
Посмотрим, что все-таки строится сегодня. Точнее сказать, должно строиться, потому что как вы понимаете, сейчас строительство Хадсон Ярда приостановлено из-за кризиса, прекратился приток частных инвестиций, однако эта пауза даже полезна: она дает время чтобы найти и устранить в проекте некоторые детали, не устраивающие жителей. Так произошло и в другом районе - Бруклине. Я уверена, что если я скажу Фрэнк, вы скажете - (публика: "Герри"), так вот, Бруклин был отдан Фрэнку Герри, где он спроектировал Атлантик Ярдс. Но этот комплекс, первые варианты проекта которого появились еще три года назад, вызвал волну возмущения среди жителей Бруклина. Согласно первому варианту проекта большая часть площади использовалась под офисы и элитное жилье, а это не решало ключевых существующих проблем. Отсрочка в строительстве позволила избежать этих проблем.
Всемирный Торговый Центр (WTC) в Даун Тауне - еще один мегапроект Манхэттена. После трагических событий 11 сентября было много предложений по поводу этой территории, однако градостроители старались избежать конкурса по ее застройке. В Европе очень любят устраивать всевозможные конкурсы, В США напротив. Башни-близнецы находились в аренде у компании-застройщика "Сильверстинг", и после обрушения компания по-прежнему обладала правом аренды земли. После трагедии образовалась большая пустая территория, и городу было важно знать, что именно планирует построить застройщик, который первоначально не прислушивался к общественному мнению, что вызвало негативную реакцию американцев.
В результате, как известно, был проведен открытый конкурс, победителем которого стал Даниэль Либескинд с проектом башни Свободы (Freedom Tower). Проект Либескинда победил во многом за счет символизма: два сооружения в центре символизируют Башни-близнецы. Это не жилой дом и не торговый центр, потому что никто не захотел бы находиться в этом здании из-за боязни атаки террористов. Символический мемориал был очень важен для людей, которые смогут приходить туда и вспоминать эту ужасную трагедию. Прошло 8 лет и наконец-то началось строительство.
Следующий мегапроект - расширение Колумбийского Университета в Гарлеме, районе верхнего Манхэттена, был сделан еще одним "звездным" архитектором Ренцо Пьяно. Этот проект вызвал большое сопротивление местных жителей, в основном, афроамериканцев с более низким уровнем образования и ограниченными возможностями, чем другие жители Манхэттена. Они боялись стать чужаками в новом районе, населенном богатыми людьми, которые получают возможность перебраться поближе к центру.
Я уже упоминала, что до сих пор не застраивалась прибрежная полоса города. Поэтому было предложено много проектов. Это достаточно большая по площади территория, расположенная между Бруклином и Квинсом, вдоль Ист-ривер.
Сейчас Нью-Йорк, как я уже говорила, собирает звезд архитектуры. На слайдах представлено только что законченное здание Ренцо Пьяно "Нью-Йорк Таймс билдинг", здание нового музея, проект японских архитекторов SANAA (и я должна сказать, что это очень заметное явление в силуэте города - здание очень хорошо вписано в среду). Так же в городе в последние годы строили Том Мейн, Жан Нувель с его "Tower Verre", Элизабет Дилер и Риккардо Скофидио (перестроили Элис Талли "Alice Tully Hall" холл в Линкольн-центре, изначально спроектированный Пьетро Беллучи).
Еще один амбициозный проект - посадить в городе 1 млн. деревьев. В Париже есть пример парка, разбитого на территории бывшей железной дороги. Нью-Йорк решил последовать этому примеру и через месяц должен открыться подобный парк, протянувшийся из Даун Тауна до 12 улицы на несколько километров.
Губернаторский остров (Governors Island) в гавани Нью-Йорка, на котором еще десять лет назад базировалась береговая охрана и тюрьма, будет превращен в великолепный парк. Международная команда архитекторов, инженеров и дизайнеров, возглавляемая голландской архитектурной компанией West 8, выиграла открытый конкурс на обустройство данного участка. Проект West 8 предусматривает переоборудование части острова в ландшафтный парк.
Изменение климата - важный фактор для такого прибрежного города, как Нью-Йорк. Поэтому в разработке Второго плана развития города участвовали климатологи. Даже если выпадет немного больше осадков, чем обычно, не говоря уже о стихийных бедствиях, Нью-Йорк утонет и многомиллиардные проекты, о которых говорилось раньше, окажутся под водой. А по мнению экспертов, климат здесь может стать вскоре еще более влажным. Поэтому не следует делать "глупое планирование", а нужно осознавать, куда мы вкладываем столь огромные средства.
Еще одна вещь, важная для города - это загрязнение. Распространенное мнение, что загрязнение связано с промышленностью и автомобилями, не совсем верно. Больше всего городскую среду загрязняет, оказывается, строительство. Поэтому надо думать, какие материалы использовать при строительстве, как здание будет существовать дальше и как его обслуживать. Отсюда прямая обязанность архитекторов - учитывать при проектировании изменения климата и делать все от них зависящее, чтобы свести на нет негативное воздействие постройки на окружающую среду.
Большое количество автомобилей на улицах - нормальная ситуация для большого города. На прошлой неделе Олимпия посетила в Ливерпуле (она называет этот город культурной столицей Европы) выставку Корбюзье. Эпоху, когда он проектировал, можно назвать "Эра машин". Мы сейчас живем в эпоху "постмашин", и если от машин нельзя отказаться полностью, то нужно разрабатывать гибридный транспорт. Тогда улицы будут более зелеными, без машин, а воздух - более чистым. Ведь это прямая зависимость - если воздух будет чище, улицы зеленее, то людям захочется ходить пешком.
В Нью-Йорке есть район Бронкс, где живут бедные люди, наверное, самые бедные на все Соединенные Штаты. Там много предприятий и экология оставляет желать лучшего. В Бронксе на 50% больше заболеваний астмой, чем в других районах Нью-Йорка. Люди, которые там живут, платят за воздух своим здоровьем, и это ненормально. При планировке города надо понимать, как распределить производство и как оно будет работать. В Бронксе был создан комитет для защиты его жителей, и важно, что он стал партнером мэра Блумберга в разработке нового план Нью-Йорка.
Сегодня очень важно понимать архитектуру как мультидисциплинарную науку. Если вы - архитектор, то ваша задача учесть интересы каждого конкретного сообщества людей. Например, архитектор Тедди Круз из Сан-Диего был привлечен благотворительной строительной организацией "Каза Фамилиар" к разработке дизайна малобюджетного дома в Мексике. Такие дома были созданы параллельно с системой микрокредитования, которая позволила очень бедным людям купить себе дома. К тому же план территории был разработан так, что люди смогли не просто жить в этом районе, но и работать. В результате сотрудничества с благотворительной организацией были максимально учтены интересы этой группы населения.
Подводя итоги, Олимпия подчеркивает важность именно мультидисциплинарного подхода к градостроительтву, что только таким образом могут возникнуть действительно важные, интересные и полезные проекты. Олимпия подчеркивает важность социального исследования в деятельности архитекторов. Планирование будущего важно и сложно, но мы должны этим заниматься. Так же наша задача обеспечивать устойчивость не только в экологическом плане, но и в социо-культурном плане. Это касается архитектуры, дизайна, живописи и всей нашей жизни в целом.
Перевод Екатерины Быковой
|