новости   информация   мастера   образование   статьи      издания 
 
 
 
Мнения



официальные сайты сообществ и организаций:
Youtube-канал art-design
Rutube-канал art-design
www.wdo.org
www.ico-d.org
www.sdrussia.ru

информативные дизайнерские сайты:
www.designforum.fi
www.designmuseum.fi
www.kunstindustrimuseet.dk
www.svenskform.se
www.design-center.co.jp
www.designmuseum.org
www.cooperhewitt.org
www.design-center.de
www.kak.ru
www.goldenbee.org
www.vitra.com
www.4block.org
www.yankodesign.com
www.gullsten-inkinen.com
www.wolffolins.com
www.projector-magazine.ru
www.design-history.ru
www.f2f-mag.ru

образование:
www.aabookshop.org
www.aalto.fi
www.arts.ac.uk
www.abk-stuttgart.de
www.usaaa.ru
www.school.imadesign.ru
www.stroganovka.ru
www.rca.ac.uk
27thpolygon.blogspot.ru
www.britishdesign.ru

конкурсы:
www.daafest.ru
www.red-dot.com.sg
www.red-dot.org
www.idva.info

сайты о дизайне и архитектуре:
commons.wikimedia.org
www.a3d.ru
www.designet.ru
www.omami.ru
www.novate.ru
www.rudesign.ru
www.manworksdesign.com
www.archi.ru
www.kibardin.com
www.teambywellis.com
www.bang-olufsen.com
www.ikea.com

забавно:
www.conclave.ru

фототехника:
www.focused.ru
www.fotogu.ru

ландшафтный дизайн:
www.rfc-online.ru
www.landshaft.ru
www.lade.ru
www.ldci.ru
www.anthonypaullandscapedesign.com

сайты об искусстве:
www.artru.info
www.ncca.ru
www.designmuseum.org
www.louvre.fr

шрифты:
www.paratype.ru
www.calligraphy-expo.co
www.calligraphy-museum.com
Искусство и дизайн Тюмени - Статьи
 
СТАТЬИ   БИБЛИОГРАФИЯ
Светлана Владимировна Наумова, дизайнер,
преподаватель дизайна, Екатеринбург
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ СВОЙСТВА КРАСОТЫ


   Многими авторами, занимающимися историей орнамента, была отмечена явная зависимость предпочитаемых композиционных принципов от характера социальной организации. В военизированных обществах с ярко выраженной иерархической структурой (Месопотамия, Древняя Греция) использовалась центрально-осевая композиция с явно выраженным центром, акцентами и соподчиненными элементами; элементы орнамента строго повторялись. В демократических культурах (Древний Крит) нет ни обязательного повтора элементов, свободно располагающихся на поверхности (орнамент создается не через точное воспроизведение, а через ритм, пластическую тему композиции), в некоторых композициях отсутствует явно выраженный центр и соподчинение, симметрия не является обязательной и зачастую отсутствует.
   Так, в дошедших до нас росписях Кносского Дворца покрывающая стену роспись не акцентирует ни середину стены, ни углы, превращая интерьер в некое свободное пластическое пространство, в элементах росписи отсутствует как геометрическая простроенность элементов, так и их повтор. Критская ваза напоминает живое существо, покрытое орнаментом, как шкуркой. Завоевавшие Крит древние греки - по тем временам люди дикие и необразованные - пришли не только к готовой технологии, но и к готовым композиционным схемам.
   Почему же греков не устроили критские образцы? Почему свободную круглую горизонтальную спираль критян они превращают в квадратный меандр (то есть круглая спираль, с точки зрения греков некрасива, а квадратная красива)? Почему, освоив критскую технологию производства ваз, греки не польстились на готовые культурные образцы, а стали создавать совершенно иные вещи - греческая ваза именно вещь, а не зверек, вещь, обладающая конструкцией и четко выраженной структурой, а покрывающий ее орнамент подчинен этой структуре, тектоничен? Почему завоевавшие греков, и опять-таки по тем временам дикие и невежественные древние римляне отвергают квадратный меандр (по их мнению, видимо, некрасивый) и возвращаются к круглой спирали, но поворачивают ее: из горизонтальной она становится вертикальной?
   История развития материальной культуры демонстрирует нам зависимость понимания композиции и, соответственно, красоты, от тех ценностей, которые, так или иначе транслируются на языке композиции:
   стабильность - изменчивость,
   устойчивость - динамичность,
   жесткая детерминированность - свобода и т.д.
   Выбор определяющих ценностей всегда происходил не только в рамках культурного или субкультурного образования, он всегда является и личным выбором. К счастью, все люди разные, каждый играет свою роль в обществе и культуре, каждый обладает своей системой ценностей, этой роли соответствующей и, соответственно, своими композиционными и стилевыми предпочтениями. Это предисловие хочется закончить цитатой из книги Юрия Герчука "Что такое орнамент?": "Сам порядок, в той или иной мере абстрагированный от конкретного упорядоченного мира, приподнятый над ним, и составляет содержание этого вида искусства. Вот почему орнамент оказывается прямым и наглядным воплощением сущности любого художественного стиля. Он непосредственно связан с самыми основами исторического и национального мироощущения, так как материализует глубоко укорененные в основах данной культуры представления о строгой упорядоченности и о непринужденной свободе, о логически ясном и о прихотливо запутанном, о координации и субординации, об уравновешенном, невозмутимом Покое, и о стремительном, беспокойном Движении, о Простом и Сложном, Конечном и Бесконечном, Замкнутом и Открытом, Расчлененном и Слитном, Механическом и Органическом. Он поднимает предмет над ограниченностью его практического назначения, делает носителем некоего общего принципа, наглядной малой моделью гармонического мирового порядка. Он наделяет вещь своей способностью генерировать ритмы Времени, зримо воплощать Расчет и Фантазию, Спокойствие и Беспокойство, Ясность и Причудливость, Ограниченность и Беспредельность." (Юрий Герчук. Что такое орнамент?").
   Исследователи истории материальной культуры общим местом считают положение о том, что через любой предмет материальной культуры, а стало быть, и через композицию, происходит трансляция неких текстов, сообщений; и сообщения эти, как правило, имеют ценностный характер.
   Вывод первый: понятие, вернее, явление красоты имеет характер, зависимый от культурной или субкультурной ситуации восприятия. Почему явление? Мне хотелось подчеркнуть, что восприятие - чтение текстов - и восприятие на эмоциональном уровне является временным, ситуативным актом. Красота не исчезнет, если мы не понимает ее языка, найдется кто-то, владеющий этим языком, и акт трансляции смыслов состоится.
   Вывод второй: курс истории орнамента читается только у дизайнеров-графиков, а дизайнеры среды, не обремененные лишними знаниями (":во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь:"), свободно проектируют интерьеры в египетском стиле или стиле модерн, употребляя символы, значения которых они не всегда знают и разговаривая, таким образом, на плохо знакомом им языке, что, возможно, и добавляет в проекты задорного авантюризма, но грамотным не является:
   После выводов следуют вопросы: ну тексты текстами, ценности ценностями, а почему в одном случае мы испытываем некое волшебное чувство наслаждения красотой, а в других - как ни стараемся - не можем?
   В чем оно, волшебство?
   И что такое, опять же, дизайн?
   Если это, как бы поточнее выразиться, проектирование, то при чем тут фитодизайн или дизайн ногтей? Конечно, проще всего все списать на модное слово, отнести к жанру декоративного искусства и почувствовать себя умным и просвещенным.
   Но, на мой взгляд, терминология не бывает случайной, какие-то элементы нашей профессии появились и в этих удивительных областях человеческой деятельности. Во-первых, все дизайнеры всегда говорят на языке композиции, во-вторых, все они занимаются коммуникациями - трансляцией неких культурных или субкультурных ценностей. В конце концов, само слово "вещь" происходит от глагола "ведать".
   А композиция, симметричная или асимметричная, статичная или динамичная, построенная в неких стилевых ограничениях или эклектичная, сложная или простая, может быть выразительной или никакой. Последовательность решения композиционной темы, владение искусством пропорционирования и ритмическая организация позволяют авторам создавать те волшебные вещи, которые и привели к понятию красоты.
   Вообще темы пропорционирования и ритмов в композиции, по-моему, заслуживают глубокого исследования в параллелях: визуальная композиция - музыка - танец. К танцу, особенно народному, можно применить все приведенное выше высказывание об орнаменте Юрия Герчука: это тоже текст, в котором на языке ритма и пластики сообщаются представления о ритмах Вселенной.
   Что же касается противостояния функционализма и постмодернизма в XX веке, об этом, в пылу полемики, несколько жестковато написано постмодернистами, с точки зрения которых все достижения функционализма - "это несколько неудобочитаемых книг и непонятных объектов, : бездушные произведения искусства и здания, в которых люди не хотят жить". Слишком серьезное отношение к утилитарной функции утомило "потребителей", которые оказались людьми, не чуждыми игры, юмора, театрализации жизни - и предметной среды.
   Но игра, юмор и театрализация предполагают таки более высокий профессиональный уровень дизайнера: если в парадигме функционализма существуют чисто стилевые принципы, на которые можно "натаскать" и методика проектирования, следуя которой, дизайнер гарантированно получит удовлетворительный результат, то, пускаясь в свободное плавание по океанам различных культур и субкультур с их языками, ценностями, культовыми символами, нужно, во-первых, хорошо ориентироваться во всех этих вещах, во-вторых, быть гениальным композитором, поскольку "натаскивание" на стиль здесь исключается.
   14.09.2008
   Светлана Владимировна Наумова, доцент кафедры средового дизайна,
   Уральская государственная архитектурно-художественная академия
art-design
Иллюстрированная хрестоматия по дизайну.

art-design
Н.В. Воронов.
Дизайн: русская версия.


art-design

Буклет: Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна, искусства


art-design

Дизайн. Документы-2.


art-design

Дизайн. Документы-3.


art-design

Дизайн. Документы-4.


art-design

Елена Улькина.
Графика, инкрустации по драпу.


art-design
Новое искусство Тюмени.


art-design
Новый_Новый Гардубей: Ищите женщину.


© Дизайн: Антон Аникин
© Программирование: Максим Деулин
Тюменское отделение
Союза дизайнеров России

625048, Тюмень,
ул. Карская 38, оф. 225
Тел.: +7 905-823-34-23
E-mail: associationdesign.tyumen@ya.ru