"Гром Победы, раздавайся!.." или Зрелищность как повод для раздумий
Музей изобразительных искусств продолжает потрясать сознание тюменцев новыми выставками. Не успел наш народ опомниться от впечатляющей (и по подаче, и по художественному материалу) экспозиции "101 русский портрет", как в тех же залах "на глазах изумленной публики" предстало новое зрелище - "Эхо Великой Победы" - выставка, посвященная 65-летию Победы. Да-да, иначе, чем зрелищем эту выставку не назовешь. В ней потрясает мощь оформления, активное использование аудио- и видеовизуальных средств, громкий пафос и размах (иногда кажется, что декорациям и "живым" предметам тесно на отведенной территории). Осуществила сей "победный" проект целая команда музейщиков и не только их. Информационное наполнение (тексты, аннотации) обеспечили сотрудники краеведческого музея Юлия Соловьева и Станислав Белов. Но главные завоевания - современные технологии и эксподизайн - совершили дизайнер "Музейного комплекса" Максим Пискулин, специалисты по мультимедиа - Павел Олин и Руслан Прусаков. Приложила свою руку к проекту и екатеринбургская фирма, занимающаяся созданием разного рода экспозиций.
Эту выставку не стоит пытаться сравнивать с предыдущими (с тем же "101 русским портретом") и оценивать по уже существующим критериям. Когда выставка только-только открылась, автор этих строк попробовала это сделать и испытала разочарование. И дело даже не в том, что "Эхо Великой Победы" построена на историко-краеведческом материале. На мой взгляд, музей представил новый тип экспозиции - выставку-зрелище, которая впервые заняла место в залах музея и имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки (я не беру в расчет выставки динозавров и мумий - зрелища не для слабонервных). Надо признать, что этот тип выставки актуален сегодня и вызван, прежде всего, потребностью встряхнуть, заинтересовать и привлечь нашего пассивного тюменского зрителя в стены музея. Задача непростая, поэтому руководство "Музейного комплекса" делает ставку на зрелищные выставочные проекты. Прекрасно, если при этом сохраняется достойный музейный уровень экспозиций, т.е. их содержательная часть интересна и познавательна, а форма подачи делает материал (экспонаты, тексты) живым и образным. Но еще один момент мне кажется важным в создании качественной экспозиции - "счастливое равновесие", сбалансированность содержательной части выставки и ее оформления. Достичь этого "высшего пилотажа" нелегко, но стремиться к этому необходимо всегда. Если же зрелище или шоу (каким бы ярким, красивым и эффектным оно не было) призвано только привлечь и развлечь публику, не давая зрителю повода к размышлению - музей для этого просто не нужен.
Что мы видим на выставке "Эхо Великой Победы"? Несколько разделов, представляющих различные периоды, моменты и события войны - от довоенного времени до самой Великой Победы. Время и пространство войны - то сжимающееся до размеров маленькой (типовой) комнатки военного времени или траншеи с блиндажом, то разрастающееся до пределов тыловой Тюмени. Перед устроителями стояла задача - вызвать у зрителя определенное эмоциональное состояние в каждом из залов экспозиции. Вероятно, поэтому зрелищность стала и главной целью, и принципом построения экспозиции. На выставке поражает обилие искусственного материала - баннеров, фотоувеличений, макетов, мультимедиа. С точки зрения искусствоведа и музейщика, для которого сам подлинный предмет, произведение искусства всегда первичны, меня покоробило это оформительское изобилие. Конечно, не обошлись без экспонатов, взятых из фондов краеведческого музея. И уж совсем обидно за живопись и графику на тему войны, коих отыскалось в запасниках музея изобразительных искусств довольно много. Увы, начальники "от культуры" расценили изобразительный материал излишним (даже знаменитые военные карикатуры Кукрыниксов!) и легко припечатали клеймо "антуража к выставке" тем немногим живописным и графическим работам, оставленным в музейных залах. Жаль, что такой неквалифицированный подход лишил экспозицию по-настоящему сильных произведений О. Шруба, А. Мурычева - тюменских художников-фронтовиков, знаковых фигур в изобразительном искусстве Тюмени (удалось отстоять лишь по одной картине каждого мастера). Не знающие музейных фондов чиновники, к сожалению, даже не предполагают, какое сильное эмоциональное состояние способны вызвать эти и другие подлинные произведения, будь они на выставке. Но не случилось.
Текстовое сопровождение экспозиции довольно лаконично и состоит из небольших аннотаций общего характера по отдельным периодам или событиям войны (мобилизация, оккупация, тыл, битва за Берлин и др.). Часть информации взяли на себя сенсорные киоски и это неплохо. Однако, пройдя по выставке, ощущаешь, что получил только общие, я бы даже сказала, поверхностные сведения о самой трагической войне XX столетия. По-настоящему затронули лишь тексты о тыловой Тюмени - ведь именно в них нашлось место не только для интересных исторических фактов, но и для отдельных человеческих судеб. Вся остальная информация откладывается в голове, но не входит в душу и сердце. Впрочем, может быть, минимум текста, максимум зрелища - это и есть специфика данного типа экспозиции.
Надо признать, что с точки зрения поставленной задачи организаторы выставки добились желаемого результата - переходя из зала в зал, зритель действительно испытывает различные эмоциональные состояния, в основном - страха: от воя сирен, от разрывающихся около блиндажа снарядов, от пулеметных очередей. Что ни говори, а "голос войны" здесь действительно слышен. Во многом этому способствуют точно подобранные аудиозаписи. Так, в комнатке военного времени помимо скромной обстановки на стене проецируются строки письма, тут же озвученные голосом. На "призывном участке" звучит памятный всем голос Юрия Левитана. В "госпитале" жутковатый холодок проникает внутрь тебя от звука гулкого и неровного биения сердца, готового остановиться, от прерывистого дыхания и кашля, заставляющего вздрагивать. Удачное аудиосопровождение выставки - одно из ее достоинств. Чего не скажешь о видео, которого кажется многовато - 13 мониторов, на которых мелькают кадры военной кинохроники. Эта хроника сама по себе ценна и очень интересна, ее можно смотреть подолгу, переходя от экрана к экрану. И все же изобилие экранов кажется не всегда оправданным. Радует, что зритель постепенно привыкает к сенсорным киоскам, впервые появившимся еще на выставке "101 русский портрет". В тех из них, которые работают и не "зависают", можно найти информацию об эвакуированных в Тюмень предприятиях, о главных сражениях Великой Отечественной, о тюменцах - героях Советского Союза и другой не менее важный материал. Однако "самой-самой" фишкой выставки можно назвать огромные баннеры-фотоувеличения, призванные создавать лейтмотив всей экспозиции. Вообще, баннер с изображением как элемент экспозиции, появлялся на музейных выставках и раньше - вспомним последние из них: персональную Е.Н. Улькиной, выставку Фаберже или "101 русский портрет". Но военная выставка затмила все предыдущие по использованию этого "эмоционального средства воздействия". Я насчитала более 40 баннеров, включающих и текстовой материал и фотоизображения. Особенно много их в зале Победы. Смотрятся они, конечно, эффектно, но большое количество и размеры баннеров делают их "главными героями" выставки, а не "живой", подлинный материал, может, и не столь эффектный. Хотя я все время забываю о главной задаче - зрелищности.
Кстати, о соотношениях на выставке. Переизбыток оформительского материала по отношению к экспонатам еще можно если не принять, то хоть как-то объяснить стремлением к зрелищности. Но остается непонятным, почему часть залов выставки достаточно насыщена (например, зал тыловой Тюмени), зато при осмотре некоторых залов (вводный зал, зал Победы, зал Памяти) создается ощущение, что руководствовались вопросом: "чем бы еще заполнить пространство?". Зал Памяти предполагался вообще как сакральное пространство - в нем и Вечный огонь, и имена погибших, и страшные цифры потерь. Но именно этот последний и важный зал кажется не продуманным до конца. К слову сказать, удручает, что в знаменитых словах, крупно выведенных на одном из баннеров "Имя твое не известно, подвиг твой бессмертен" - допущена непростительная ошибка (слово "неизвестно" в этом случае пишется слитно). По крайней мере, это сразу заметно. И если уж речь зашла о "ляпах" - мне кажется, не стоило помещать аннотацию с текстом "Оккупация" в зал, где речь идет о блокаде Ленинграда (блокада - еще не оккупация). И также нелепо смотрится в зале тыловой Тюмени витрина, где мило соседствуют макет саркофага Ленина и обезьянка - игрушка девочки из Емуртлинского детского дома. Все эти промахи свидетельствуют лишь о "несыгранности" команды, созидающей выставку, об отсутствии в ней наравне с дизайнерами, пиарщиками и краеведами искусствоведов, которые тоже кой-каким опытом выставочной работы обладают.
"Эхо Великой Победы" - экспозиция, которая воспринимается неоднозначно и способна вызвать полемику. И это нормально. Сожалею о том, что в музее нет традиции после открытия (или закрытия) выставки устраивать так называемую "точку", т.е. ее обсуждение, где можно было бы без взаимных обид услышать спорные мнения о выставке, учесть ее минусы и плюсы, принять замечания и пожелания, дабы все это пригодилось в дальнейшем. Только так будет накапливаться необходимый опыт и открыт путь к совершенствованию.
Как бы там ни было, новая выставка - это хороший опыт для музейщиков, удачный или не очень - решать, в конечном счете, зрителю, для которого она и создавалась. Что касается меня, то я с осторожностью отношусь к подобным "громкоговорящим" проектам, хотя и не отрицаю их. И все же советую посмотреть эту экспозицию, и пусть каждый найдет (или не найдет?) в ней свою историю Победы.
И. Яблокова
No flash player!
It looks like you don't have flash player installed. Click here to go to Macromedia download page.
|